Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
События
02.11.2019 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Быть или не быть структурным реформам в Беларуси: ключевая дискуссия Кастрычницкого экономического форума

Фото: Андрей Давыдчик/IPM Research Center

На заключительной панели Кастрычницкого экономического форума организаторы подвели итог двухдневной дискуссии и постарались ответить на волнующий вопрос – какие условия нужно выполнить стране, чтобы иметь высокие темпы экономического роста и избежать социальных шоков. Позицию государства представляли Министр финансов Максим Ермолович и заместитель Министра экономики Дмитрий Ярошевич. Со стороны международных институтов выступали Александр Кремер, постоянный представитель Всемирного банка в Беларуси, Александр Пивоварский, глава Представительства ЕБРР, и Надим Илахи, старший постоянный представитель МВФ по региону Центральной Восточной Европы. Модератором панели стала журналист Ольга Лойко.

В своем выступлении М. Ермолович обратил внимание присутствующих, что Беларусь успешно выполняет работу по выходу на внешние и внутренние рынки государственного заимствования и сокращению затрат на обслуживание государственного долга. Как заявил Министр финансов, налоговый маневр, который проходит в России, хоть и сократит доходную часть бюджета, никак не повлияет на объем финансирования государственных расходов. Более того, министерство финансов рассчитывает сохранить профицит государственного бюджета и в полной мере выполнить обязательства по погашению государственного долга, срок оплаты которого приходится на следующий год. 75% таких обязательств планируется рефинансировать, 25% профинансировать за счет недолговых источников – главным образом, накопленного профицита прошлых лет. Министр финансов объявил о планах по привлечению в следующем году внешнего финансирования в объеме 1,35 млрд USD за счет выпуска еврооблигаций и 3,5 млрд юаней (500 млн USD) от китайского Банка развития. Таким образом, подчеркнул министр, страна имеет достаточный объем финансирования, чтобы обеспечить экономический рост, а значит отсутствие необходимых нам темпов роста связано с другими факторами.

Надим Илахи, представляющий позицию МВФ, напомнил присутствующим, какие причины по мнению этой международной организации сдерживают экономический рост Беларуси. Это доминирование государственного сектора экономики, низкая производительность труда предприятий госсектора, более высокая зависимость от масштабных инвестиций. Низкая эффективность таких инвестиций создает повышенное давление на банковскую систему страны. В внешнеторговых операциях доминирующее положение продолжает занимать Россия, что ставит Беларусь в зависимость от экономической ситуации в соседнем государстве. Не стоит забывать, что Беларусь – страна со стареющим населением. По расчетам Всемирного банка старение населения Беларуси приведет к тому, что к 2030 г. количество трудовых ресурсов сократится на 7% и на столько же возрастет нагрузка, связанная с социальной поддержкой пожилого населения. Также как все дороги, согласно известной поговорке, ведут в Рим, так же все проблемы, препятствующие росту, упираются в доминирование госсектора в  белорусской экономике.

Дмитрий Ярошевич согласился с представителем МВФ, что главная проблема, сдерживаюшая сегодня рост экономики – неэффективность реального сектора экономики. Однако если точка А – текущее положение Беларуси – и точка Б – к чему мы должны прийти, как раз понятны. Главная задача  заключается в том, чтобы осуществить этот переход таким образом, чтобы минимизировать социальные риски. В частности, замминистра Экономики выразил сомнение в том, что частный сектор способен абсорбировать те трудовые ресурсы, которые сегодня заняты в реальном секторе экономики.

Представитель Всемирного банка Александр Кремер сосредоточил свое выступление на основных возражениях противников структурных реформ. Например, нужны ли реформы, если белорусское правительство успешно справляется с проблемой бедности и социального неравенства? Напомним, что по данным Global wealth report 2019 г. Беларусь действительно является страной с низкой степенью имущественного расслоения общества (см. статью «Насколько богаты беларусы: результаты исследования Credit Suisse», «ЭГ» от 25.10.2019 г. № 80). А. Кремер приводит данные, которые показывают, что за период с 2010 г. белорусские домохозяйства гораздо медленнее, чем жители соседних европейских стран, накапливали сбережения, а после кризиса 2015-2016 гг. доля домохозяйств, которые имели доход ниже прожиточного минимума, существенно выросла. Незначительные накопления белорусов, по мнению А. Кремера, делают их гораздо более уязвимыми перед экономическими шоками.

Второй часто встречающийся аргумент противников реформ: Беларусь способна показывать высокие темпы экономического роста. А. Кремер обращает внимание на ту цену, которую пришлось заплатить Беларуси за высокий рост: начиная с 2002 г., Беларусь не могла увеличить темпы экономического роста более, чем на 2,5%, не увеличив свой внешний долг на 9%. Соответственно, прекращение заимствования, которое наблюдается последние годы, привело к сокращению темпов экономического роста.

Третий аргумент – Национальный банк и Министерство финансов смогут сбалансировать экономику без структурных реформ. А. Кремер обращает внимание, что последствием такой политики является перераспределение инвестиций в пользу государственного сектора экономики, возрастающее давление на банковский сектор, вынужденное сокращение бюджетных расходов.

Четвертый аргумент – население будет против реформ. В качестве опровержения этого тезиса, А. Кремер приводит результаты опроса, согласно которому количество белорусов, выступающих за проведение реформ, за прошедшие 10 лет увеличилось. Если в 2008 г. в пользу рыночного реформирования или частичного реформирования белорусской  экономики высказались 35,8% белорусов, то уже в 2018 г. – 46,8%. Впрочем, 27,3% опрошенных остаются противниками реформирования существующей системы. Кроме того, А. Кремер приводит статистику стран Центральной и Юго-Восточной Европы, которая демонстрирует, что доверие населения к национальному правительству существенно возросло после проведения структурных реформ. Возможно, люди достаточно умны, чтобы понимать, что иногда необходимы жесткие меры – резюмировал свое выступление представитель Всемирного банка.

Максим Ермолович заметил, что государственный сектор Беларуси не так плох, как иногда представляют сторонники реформ. Министр финансов напомнил присутствующим, что госпредприятия за прошедший год перечислили в государственный бюджет 1,6 млрд руб. дивидендов. Объем государственной поддержки этих без учета поддержки АПК (а поддержку сельского хозяйства можно исключить, поскольку многие европейские государства сегодня дотируют аграриев) составляют 1/3 от этой суммы. Наиболее важная проблема, на которой стоит сосредоточиться – демографическая. В ближайшее время большинство стран ждет сокращение трудовых ресурсов, возрастет конкуренция между странами, уже сейчас происходят заметные изменения в миграционной политике. В таких условиях задача по обеспечению экономического роста – это задача по повышению производительности труда. Поэтому сегодня Беларуси нужны «умные» инвестиции, которые помимо денег принесут в страну технологии, способные существенно повысить производительность труда. М. Ермолович призвал присутствующих не забывать, что Беларусь долгое время испытывала влияние политических санкций, вследствие которых Беларусь долгое время была отрезана от внешнего финансирования и не могла вступить в ВТО. 

А. Кремер довольно скептически оценил стремление белорусского правительства не торопиться с проведением реформ.

«Какова вероятность того, что упадет или не упадет сосулька весной? Представьте, что вам говорят – отойди от крыши, а вы отвечаете – я буду отходить поэтапно. Может безопаснее сразу сделать это?»  – привел наглядный пример эксперт.

Главная проблема, что у Беларуси может не быть достаточно времени, чтобы затягивать с проведением реформ. Главный вопрос – чего хочет население Беларуси – ждать или увидеть изменения еще при своей жизни – подытожил мысль эксперт.

Александр Пивоварский, представляющий ЕБРР, рассказал о положительном опыте сотрудничества с предприятиями государственного сектора экономики, а также поделился планами по привлечению как минимум 3 иностранных стратегических инвестора для трансформации таких предприятий. ЕБРР не намерен сворачивать программы по финансированию преобразований в Беларуси, впрочем, масштабы программы зависят от активности белорусской стороны. Складывается впечатление, что ЕБРР вполне устраивают точечные преобразования, на которые время от времени решается белорусское правительство. А. Пивоварский уверен, что если Беларусь будет приватизировать по 2-3 предприятия в год на протяжении 10 лет, это создаст критическую массу для трансформации всего государственного сектора.  

Таким образом, по итогам дискуссии каждая сторона осталась при своем мнении. Вряд ли стоит ждать радикальных преобразований государственного сектора экономики в ближайшее время, однако сотрудничество белорусского правительства и международных институтов будет продолжаться. Итоги социально-экономического развития Беларуси за 9 месяцев 2019 г. показали важность сектора высоких технологий с точки зрения поддержки экономического роста страны. На протяжении двух дней форума, представители государства не раз говорили о цифровизации, внедрении новых технологий, повышении производительности труда, а значит именно на IT-сектор ляжет трудная задача по постепенной трансформации белорусской экономики изнутри. Насколько это разрешимая задача – покажет время.

По теме: Наиболее интересные выступления спикеров форума в материале «В поисках решений для Беларуси: о чем говорили спикеры на Кастрычницком экономическом форуме»

Использование материала в полном объеме запрещено без получения предварительного письменного разрешения в электронном виде редакции neg.by. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений