Бухгалтерский и налоговый учет расходов по консервации основных средств (начало)
Консервировать – временно приостанавливать развитие, деятельность чего-либо. Применительно к деятельности коммерческих организаций используется консервация основных средств, объектов незавершенного капитального строительства (далее – объект) и непосредственно предприятия как имущественного комплекса. Однако в данном материале будут рассмотрены только аспекты в отношении объектов основных средств.
По общему правилу под консервацией основных средств понимается их временное выведение в установленном порядке из хозяйственного оборота в целях обеспечения сохранности и возможности дальнейшего функционирования (п. 3 Положения № 6831).
Основания для принятия решения о консервации
Чтобы принимать решение о консервации основных средств, сначала необходимо установить причины, по которым она будет производиться. Поскольку консервация объектов основных средств является правом, а не обязанностью организации, то при рассмотрении оснований для ее проведения следует исходить из ее экономической обоснованности. Основаниями для проведения консервации основных средств являются:
– стихийные бедствия, технологические аварии или другие обстоятельства непреодолимой силы, приведшие к приостановлению использования основных средств;
– неиспользование основных средств в хозяйственной деятельности свыше трех месяцев подряд;
– отсутствие в силу специфических особенностей основных средств возможности их перепрофилирования, отчуждения, сдачи в аренду, проведения других мероприятий, исключающих необходимость консервации;
– отнесение в установленном законодательством порядке основных средств к используемым сезонно;
– иные основания в соответствии с законодательством (п. 5 Положения № 683).
Как видим, перечень оснований для консервации основных средств является открытым, а причины, по которым консервируются основные средства, условно можно разделить на:
– связанные с сезонным использованием объектов основных средств и необходимостью снижения возможных негативных факторов, в т.ч. природного характера. Для этой группы объектов основных средств нет ограничений по количеству консерваций, т.е. повторная консервация может проводиться всякий раз после завершения сезонности использования такого объекта;
– связанные с необходимостью принятия решения в отношении объектов основных средств, не используемых либо не эффективно используемых по различным причинам. Такое решение позволяет снизить затраты по поддержанию консервируемого объекта до минимума и выиграть время для соответствующего принятия решения в отношении его дальнейшего использования (привлечение инвестора, реализация, перепрофилирование и др.).
Справочно: согласно п. 9 Положения № 683 повторной считается консервация, осуществляемая после проведения расконсервации. Проведение повторной консервации допускается не более одного раза, за исключением случаев, предусмотренных п. 8 Положения № 683, не ранее чем через 6 месяцев после проведения расконсервации на срок до одного года.
Мероприятия и расходы по подготовке и непосредственной консервации объектов основных средств
На этом этапе принятия решения определяется срок консервации и мероприятия, которые необходимо выполнить по переводу объекта основных средств на консервацию, и определяются расходы в связи с их выполнением. Все аспекты по принятию решения о консервации основных средств должны быть соответствующим образом задокументированы.
Решение о консервации оформляется приказом, в котором определяются (п. 16 Положения № 683):
– состав комиссии по проведению консервации основных средств организации, порядок и срок ее работы;
– перечень основных средств, подлежащих консервации, с указанием инвентарных номеров;
– срок консервации;
– основные мероприятия по консервации, порядок их финансирования;
– лица, ответственные за проведение работ по консервации.
План мероприятий по проведению консервации утверждается приказом.
По результатам работы комиссии составляется акт о консервации основных средств, в котором указываются (п. 17 Положения № 683):
– дата начала и окончания работы комиссии, ее состав;
– срок, на который произведена консервация основных средств. Срок, на который производится консервация основных средств, установлен п. 4 Положения № 683 и составляет от 3 месяцев до 1 года. Исчисляется этот срок с даты утверждения акта о консервации. Общий период консервации основных средств, осуществленной в соответствии с порядком, установленным Правительством РБ, исчисляется путем суммирования сроков консервации основных средств в предшествующие периоды;
– перечень законсервированных основных средств и их остаточная стоимость на первое число месяца, в котором начаты работы по консервации;
– принятые меры по исключению использования законсервированных основных средств;
– лица, ответственные за соблюдение установленного режима консервации.
Общие требования к содержанию реквизитов акта определены п.п. 111–115 Инструкции № 42.
Акт подписывается всеми лицами, принимавшими участие в его составлении. При подписании акта указывается распределение обязанностей членов комиссии без указания их должностей. Первой проставляется подпись председателя комиссии, подписи членов комиссии располагаются в алфавитном порядке (п. 115 Инструкции № 4).
При подготовке акта о консервации объектов основных средств можно воспользоваться предлагаемой ниже формой.
Примерная форма акта о консервации основных средств УТВЕРЖДАЮ ___________________ (председатель комиссии) « » 20 г. АКТ №___ о консервации основных средств « » 20 г. ____________ (место составления) Составлен комиссией: Председатель _____________________; (должность, ФИО) Члены комиссии: 1) _______________; (должность, ФИО) 2) _______________. (должность, ФИО) В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.05.2003 № 683 «О порядке консервации основных средств» по причине _____________________________ (основания для проведения консервации) произведена консервация следующих объектов основных средств:
Приняты следующие меры по исключению использования законсервированных объектов основных средств: _____________________________________________________________ Ответственные лица за соблюдение установленного порядка содержания законсервированных объектов основных средств: __________________________________________________ (ФИО, должность) ______________________________ (дата начала и окончания работы комиссии) Председатель комиссии ________________ _________________ (подпись) (ФИО) Члены комиссии: ________________ _________________ (подпись) (ФИО) Составлен в 4 экземплярах: 1-й экз. – в дело № _____; 2-й экз. – в Министерство экономики Республики Беларусь; 3-й экз. – в ИМН по месту постановки на учет; 4-й экз. – в бухгалтерию. |
Чтобы свести воедино информацию обо всех законсервированных основных средствах организации, а также об их остаточной стоимости на первое число месяца, в котором начаты работы по консервации, можно воспользоваться предлагаемой ниже формой ведомости, приложив ее к акту.
Примерная форма ведомости о законсервированных основных средствах ____________________ (Наименование организации) ВЕДОМОСТЬ законсервированных основных средств по состоянию на «___» ______________ 20__ г.
_______________ ______________ ______________________ (должность) (подпись) (расшифровка подписи) _______________ ______________ ______________________ (должность) (подпись) (расшифровка подписи) Дата |
Положение № 683 распространяется на имущество, относящееся к основным средствам и находящееся в хозяйственном ведении, оперативном управлении республиканских унитарных предприятий и собственности негосударственных юридических лиц (п. 1 Положения № 683).
В отношении республиканских унитарных предприятий п. 10 Положения № 683 определен четкий порядок действий и документов. Так, к вносимым на рассмотрение в Правительство РБ проектам постановлений Совмина, а также направляемым на согласование в соответствии с п.п. 22 и 23 Положения № 683 представляется пакет документов (таблица 1).
Таблица 1. Документы, составляемые на основании принятого решения о консервации объектов основных средств
№ п/п |
Документ |
Комментарий |
1 |
Справка-описание имущества |
Справка-описание содержит наименование, местонахождение, дату ввода в эксплуатацию, основные технические и эксплуатационные характеристики, первоначальную, остаточную стоимость имущества (заверяется руководителем и главным бухгалтером организации) |
2 |
Экономическое обоснование консервации имущества |
Содержит основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности организации (объем выпускаемой продукции, прибыль, рентабельность), причины консервации, срок, в течение которого основные средства не использовались или использовались неэффективно (месяц, год), направления использования денежных средств, остающихся в распоряжении организации в результате консервации имущества |
3 |
Копия инвентарной карточки учета основных средств на консервируемое имущество |
Представляется в случае консервации зданий, сооружений, иного недвижимого имущества) и содержит все необходимые реквизиты и характеристики (подписывается руководителем, главным бухгалтером) |
4 |
Копия свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации имущества |
Представляется в случае консервации зданий, сооружений, иного недвижимого имущества |
5 |
Копия технического паспорта имущества |
Представляется в случае консервации зданий, сооружений, иного недвижимого имущества |
6 |
Справка о балансовой (восстановительной) и оценочной стоимости на дату оценки |
|
7 |
Ведомость инвентаризации и оценки |
|
8 |
Копии решений о консервации имущества в предшествующие периоды |
Заверяются подписью руководителя организации |
9 |
Отчет о реализации мероприятий по дальнейшему использованию, перепрофилированию либо отчуждению имущества |
|
Что же касается иных организаций, то согласно п. 24 Положения № 683 решение о консервации имущества, относящегося к основным средствам и находящегося в частной собственности, принимается в порядке, установленном собственником, по согласованию с городским (районным) исполкомом, на территории которого находятся основные средства, сроков их консервации, с последующим уведомлением облисполкома (Минского горисполкома). Данное решение может приниматься в соответствии с Положением № 683.
Решение о продлении срока консервации, проведении повторной консервации основных средств и находящихся в частной собственности, принимается в таком же порядке, как и о проведении консервации (абз. 2 п. 24 Положения № 683).
Работы по консервации основных средств включают:
– прекращение использования основных средств в производственном процессе;
– приведение основных средств в состояние, обеспечивающее сохранность зданий, сооружений, оборудования, иного имущества, а также безопасность технического персонала и населения, охрану окружающей среды (п. 11 Положения № 683).
Мероприятия в период консервации
Мероприятия, осуществляемые в период консервации включают:
– подачу в консервируемые помещения электро- и теплоэнергии, воды в минимальных объемах, необходимых для обеспечения пожарной безопасности и сохранности зданий, сооружений, оборудования, иного имущества;
– принятие мер, исключающих возможность пребывания в консервируемом помещении лиц, кроме работников охраны и дежурного персонала;
– осмотр и техническое обслуживание зданий, сооружений, оборудования, иного имущества для поддержания их в рабочем состоянии и обеспечения безопасности;
– принятие мер, исключающих использование законсервированных основных средств для выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг) до принятия решения об их расконсервации (п. 12 Положения № 683).
Продление срока консервации и повторная консервация
Согласно п. 7 Положения № 683 под продлением срока консервации основных средств, который может быть не более одного года, понимается дальнейшее нахождение основных средств в состоянии консервации без проведения расконсервации.
Продление срока консервации допускается не более одного раза, за исключением случаев, предусмотренных п. 8 Положения № 683.
Продление срока консервации, проведение повторной консервации основных средств более одного раза или на срок более одного года допускается в случаях:
– стихийного бедствия, технологической аварии или других обстоятельств непреодолимой силы, приведших к приостановлению использования основных средств;
– наличия у организации убытков за последние 5 месяцев подряд;
– наличия в отношении организации вступившего в силу определения суда, рассматривающего экономические дела, об открытии конкурсного производства;
– отнесения в установленном законодательством порядке основных средств к используемым сезонно;
– неиспользования основных средств в хозяйственной деятельности в результате перепрофилирования в пределах установленных сроков деятельности организации по решению Правительства;
– отсутствия в силу специфических особенностей основных средств возможности их перепрофилирования, отчуждения, сдачи в аренду (п. 8 Положения № 683).
Продление срока консервации основных средств организаций либо проведение их повторной консервации более одного раза или на срок более одного года в случаях, предусмотренных абз. 2–4 ч. 1 п. 8 Положения № 683, осуществляется по согласованию с Совмином.
Проекты соответствующих постановлений Совмина разрабатывают и вносят в установленном порядке республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, в подчинении (составе) которых находятся организации.
В этом случае консервация основных средств осуществляется в соответствии с п.п. 16 и 17 Положения № 683, если иное не определено в соответствующем решении Совмина.
Таким образом, в отношении объектов основных средств, используемых сезонно в связи с установленным законодательством порядком, их консервация может производиться по окончании каждого сезона, в котором они использовались без ограничения повторов, но с соблюдением требований по консервации, в том числе по документальному оформлению. Такой порядок позволит избежать ошибок по формированию и отражению затрат, связанных с консервацией и расконсервацией в бухгалтерском и налоговом учете.
Согласно п. 9 Положения № 683 повторной считается консервация, осуществляемая после проведения расконсервации. Проведение повторной консервации допускается не более одного раза, за исключением случаев, предусмотренных п. 8 Положения № 683, не ранее чем через ше6сть месяцев после проведения расконсервации на срок до одного года.
Общий период консервации основных средств, осуществленной в соответствии с порядком, установленным Правительством РБ, исчисляется путем суммирования сроков консервации основных средств в предшествующие периоды (п. 4 Положения № 683).
Расконсервация
Под расконсервацией основных средств понимается их введение в установленном порядке в хозяйственный оборот (п. 6 Положения № 683).
Расконсервация основных средств организаций проводится по решению органа, принявшего решение о проведении консервации. При необходимости по ходатайству руководителя организации может быть принято решение о досрочной расконсервации основных средств (п. 19 Положения № 683).
Налогообложение
Налог на недвижимость
В соответствии с подп. 1.7 п. 1 ст. 228 НК3 освобождаются от налога на недвижимость у плательщиков-организаций капитальные строения (здания, сооружения), законсервированные в порядке, установленном Совмином.
Таким образом, право на освобождение от уплаты налога на недвижимость организация может реализовать при наличии правильно и своевременно оформленных документов о консервации капитальных строений (зданий, сооружений), перечень которых приведен выше.
Пунктом 7 ст. 232 НК установлено, что при возникновении у плательщиков-организаций в течение налогового периода права на применение налоговой льготы по налогу на недвижимость, льгота предоставляется с квартала, следующего за кварталом, в котором возникло право на льготу, а при утрате в течение года права на льготу исчисление и уплата налога на недвижимость производятся начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором такое право утрачено. При этом кварталом, в котором утрачено право на льготу, является квартал, на который приходится последний день действия льготы.
При возникновении у плательщиков-организаций в течение налогового периода права на освобождение от налога на недвижимость годовая сумма налога на недвижимость уменьшается на суммы налога на недвижимость, исчисленные исходя из остаточной стоимости или стоимости, отраженной в бухгалтерском учете (в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения), капитальных строений (зданий, сооружений), их частей на 1 января налогового периода (при возникновении в течение налогового периода объектов налогообложения на иную дату – на первое число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место возникновение объектов налогообложения) и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего налогового периода.
Согласно ч. 6 п. 21 Положения № 683 организация обязана в течение одного месяца после утверждения акта о расконсервации основных средств представить указанный акт в налоговые органы по месту постановки на учет и по месту расположения объектов недвижимого имущества (при наличии таких объектов за пределами административно-территориальной единицы, на территории которой организация состоит на учете).
В соответствии с ч. 3 п. 7 ст. 232 НК при утрате права на освобождение от налога на недвижимость годовая сумма налога на недвижимость увеличивается на суммы налога на недвижимость, исчисленные исходя из остаточной стоимости или стоимости, отраженной в бухгалтерском учете (в книге учета доходов и расходов организаций и ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения), капитальных строений (зданий, сооружений), их частей на 1 января текущего налогового периода (при возникновении в течение налогового периода объектов налогообложения на иную дату – на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место возникновение объектов налогообложения) и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего налогового периода.
Следовательно, после расконсервации у плательщиков – организаций капитальных строений (зданий, сооружений) они в установленном порядке вводятся в хозяйственный оборот, а значит, необходимо уплачивать налог на недвижимость.
Налог на прибыль
Валовой прибылью в целях исчисления налога на прибыль признается для белорусских организаций (за исключением банков) сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов (п. 2 ст. 167 НК).
В соответствии с подп. 3.8 п. 3 ст. 175 НК в состав внереализационных расходов включаются расходы по содержанию основных средств (объектов), находящихся на консервации, осуществленной в соответствии с законодательством.
1Положение о порядке консервации основных средств, утв. постановлением Совмина от 22.05.2003 № 683 (далее – Положение № 683).
2 Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Минюста от 19.01.2009 № 4 (далее – Инструкция № 4).
3 Налоговый кодекс (НК).