Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Цены
14.10.2022 8 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №78(2575) от 14.10.2022
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Будущее ценового контроля: повторение прошлого

Фото: freepik.com

Запрет на повышение цен, введенный в стране на прошлой неделе, вызывает множество вопросов со стороны бизнеса. Один из самых частых – как долго этот запрет сохранится? Попробуем проанализировать.

Успехи рыночного регулирования

Запрет на рост цен — это попытка сдерживать инфляцию, которая находится на повышенном уровне. Официальный прогноз на 2022 год предполагал рост потребительских цен на 6%, однако по факту с начала года они уже увеличились на 14,8%, а в годовом выражении (за последние 12 месяцев) – на 17,4%.

Текущий уровень инфляции намного выше показателей, которые фиксировались в предыдущие годы. Напомним, в 2021 г. потребительские цены в стране выросли на 9,97%, в 2020-м инфляция составила 7,4%, в 2019-м – 4,7%, в 2018-м – 5,6%, в 2017-м – 4,6%, в 2016-м – 10,6%, в 2015-м – 12%. Почему же в 2016–2019 гг. инфляция в Беларуси замедлялась, а в последние три года постоянно растет?

С 2015 г. для снижения инфляционных процессов в стране Нацбанк перешел на режим монетарного таргетирования. Суть его сводится к тому, что снижение инфляции обеспечивается за счет ограничения денежного предложения. Благодаря фактическому отказу от бурного эмиссионного финансирования экономики (которое использовалось в прошлом) и удалось сбить инфляцию настолько, что в 2017–2019 гг. она находилась вблизи исторических минимумов. Таким образом, рыночное регулирование, основанное на монетарном таргетировании, оказалось достаточно эффективным средством для борьбы с инфляцией в Беларуси.

Однако в 2020–2022 гг. потребительские цены в РБ вновь стали неуклонно расти. Причина оказалась в том, что наша страна в этот период столкнулась с несколькими вызовами.

Ускорение инфляции в 2020 г. стало следствием заметного ослабления курса рубля к иностранным валютам. Кроме того, цены росли из-за неурожая в регионе отдельных сельхозкультур (подсолнечника и сахарной свеклы).

Продолжение роста цен в 2021 г. связано с ростом мировых цен на продукты питания. Нацбанк РБ также отмечал, что увеличение инфляции связано с проведением «мягкой денежно-кредитной политики ведущими странами мира». Дополнительный вклад в увеличение цен обеспечил низкий урожай ряда сельскохозяйственных культур.

В 2022 г. тренд на ускорение инфляции, к сожалению, сохранился. Правительство объясняет это, прежде всего, ослаблением белорусского рубля к российскому. С начала года курс российского рубля в Беларуси вырос более чем на 20%.

Влияние курса российского рубля на внутренние цены Беларуси обусловлено высокой долей импорта товаров из России.

Административный ресурс

В 2020–2022 гг. на фоне ускорения инфляционных процессов государство стало активнее использовать административные методы контроля за инфляцией.

Например, 30 марта 2020 г. увидело свет резонансное постановление Совмина № 184 «О временных мерах по стабилизации ситуации на потребительском рынке», согласно которому «в целях недопущения роста цен» юрлицам всех (!) форм собственности запрещалось повышать цены более чем на 0,5% в месяц. Поводом для усиления ценового контроля стал рост цен, вызванный ослаблением курса белорусского рубля.

К счастью для бизнеса, тотальное ограничение роста цен в 2020 г. просуществовало недолго. Уже через считанные недели, 15 апреля 2020 г., было принято постановление МАРТ, которым ранее введенное постановление правительства было фактически пересмотрено. Вместо повсеместного сдерживания цен антимонопольное ведомство определило перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются.

В 2021 г. ситуация примерно повторилась. После того как выросли цены на лекарства (на фоне сокращения налоговых льгот для поставщиков фармацевтической продукции), было принято решение об усилении ценового контроля.

chubrik.jpg
  Александр Чубрик

Согласно постановлению Совмина от 23.02.2021 № 100 «О временных мерах по стабилизации цен на социально значимые товары первой необходимости» с 1 марта 2021 г. рост цен на 62 на­именования социально значимых товаров и лекарств не должен был быть больше 0,2% в месяц. Ослабить ценовое регулирование правительство согласилось в декабре 2021 г., когда перечень товаров, цены на которые регулируются, был сокращен (на основании постановления Совмина от 10.12.2021 № 713) с 62 до 29 наименований.

И вот 6 октября 2022 г. в Беларуси снова усилен ценовой контроль. По всей стране действует запрет на повышение цен. Поводом для резонансного решения явилось ускорение инфляции, оказавшейся самой высокой (в годовом выражении) начиная с 2013 г.

Повторение пройденного

Нынешний ценовой контроль вряд ли устраивает большинство коммерческих организаций. Ведь экономическая и геополитическая ситуация в нашем регионе сейчас чрезвычайно сложная и изменчивая.

«Бизнесу в этих условиях необходима максимальная гибкость, чтобы адаптироваться к новым реалиям. Когда цены повышать запрещают, возможности бизнеса гибко реагировать на изменение конъюнктуры резко сужаются», – отметил в комментарии «ЭГ» экономист Александр Чубрик.

Поэтому весьма вероятно, полагает эксперт, что в ближайшие недели как частные, так и государственные компании направят поток обратной связи госорганам с четким и объективным сигналом о необходимости ослабить ценовой контроль.

Если их позиция не будет услышана, страна неизбежно столкнется с дефицитом тех товаров, производить и поставлять которые бизнесу окажется невыгодно, предполагает А. Чубрик. Поэтому, прогнозирует эксперт, ценовой контроль, скорее всего, будет смягчен для недопущения дефицита и падения деловой активности.

В 2020–2021 гг. события уже развивались по этому треку – после ухудшения финансового положения предприятий и многочисленных обращений коммерческих организаций в госорганы цены приходилось отпускать. Скорее всего, будущее действующего ценового контроля будет повторением прошлого.

Прогноз по инфляции

Наряду со снижением инфляции в текущем году государство планирует замедлить инфляционные процессы и в 2023 г. Сейчас речь идет о том, что инфляция в следующем году должна быть не выше 7%, т.е. должна снизиться более чем в два раза по сравнению с уровнем текущего года.

Такое возможно, если сложатся для этого необходимые факторы, считает А. Чубрик. Пока, говорит он, остается много неизвестных составляющих, в т.ч. что будет с курсами валют стран-партнеров, с мировыми ценами, с логистическими цепочками и возможностью осуществления платежей в будущем году.

Также под вопросом будущее монетарной политики. При попытке «профинансировать» экономический рост за счет масштабной эмиссии ускорение инфляции неизбежно, полагает А. Чубрик. В общем, убежден эксперт, для значимого снижения инфляции в 2023 г. должно сойтись много факторов, как внутренних, так и внешних.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by


Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by