Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Исследования, рейтинги
03.12.2013 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

БОЛЬШЕ БРЕМЯ- НИЖЕ ТЕМПЫ©

Увеличение ставок подоходного налога и утяжеление налогового бремени для населения с высоким уровнем доходов не ведут к вожделенному во многих странах росту темпов ВВП. Таков основной вывод из аналитического доклада, подготовленного недавно Институтом стратегического анализа российской консалтинговой компании ФБК.

Увеличение ставок подоходного налога и утяжеление налогового бремени для населения с высоким уровнем доходов не ведут к вожделенному во многих странах росту темпов ВВП. Таков основной вывод из аналитического доклада, подготовленного недавно Институтом стратегического анализа российской консалтинговой компании ФБК.

Специалисты центра поставили вопрос «по-простому»: можно ли выйти из экономического кризиса за счет богатых? Опыт стран, делавших такие попытки, показывает, что влияние этих мер на экономику было скорее негативным. Правда, повышение налогов для части населения с высоким уровнем доходов может немного улучшить некоторые экономические показатели, к примеру, дефицит бюджета. Но это не оказывает решающего влияния на динамику роста, а доля собранных налогов по отношению к ВВП при увеличении максимальной ставки, как правило, снижалась.

Выводы аналитиков ФБК подтверждаются опытом ряда стран. К примеру, в Ирландии, где действует двухступенчатая шкала подоходного налога, несмотря на рост верхней ставки в 2009–2010 гг., соотношение этого налога к ВВП сократилось с 8,3% в 2008 г. до 7,6% в 2010-м. Только повышение подоходного налога для всех граждан в 2011 г. увеличило этот показатель до 9,2%.

Во Франции в прошлом году верхняя ставка подоходного налога выросла с 41% до 45% при верхнем уровне дохода более 500 тыс. EUR. В итоге в 2012 г. бюджетный дефицит сократился с 5,3% до 4,8% к ВВП при существенном замедлении экономического роста. С 2013 г. там планировалось ввести 75-процентную ставку налога для тех, у кого доход составляет более 1 млн. EUR в год, однако в конце прошлого года Конституционный совет Франции признал это незаконным. В этом году власти заявили о намерении возложить налог в таком размере на работодателей, выплачивающих столь высокую зарплату. Решение так и не принято, но негативные последствия увеличения ставки до 45% и ожиданий дальнейшего роста уже привели к тому, что состоятельные французы начали уезжать из страны, а топ–менеджеров приходится приглашать из-за рубежа.

В Греции в 2008 и 2009 гг. уменьшились ставки подоходного налога для всех категорий граждан, кроме самых обеспеченных. Доходы разделялись на 2 группы: от трудовой деятельности и иные, для каждого вида доходов устанавливалась своя шкала. Максимальные ставки для каждого вида доходов составляли 40%, они применялись к гражданам, получающим любой доход более 75 тыс. EUR в год. Система подоходного налогообложения, введенная в 2010 г., предусматривала шкалу ставок уже для суммарного дохода: трудового и нетрудового. Максимальная ставка — 45% для суммарного дохода более 100 тыс. EUR в год. При этом дефицит бюджета после повышения верхней ставки снизился в 2010 г. с -15,6% до -10,7%. Однако на 0,3% уменьшилась и доля подоходного налога в ВВП. Аналитики ФБК делают вывод, что рост максимальной ставки подоходного налога в Греции экономике не помог и сопровождался углублением кризиса в 2010–2011 гг. В текущем году максимальная ставка подоходного налога снизилась там до 42% и ожидается увеличение его сбора в этом году на 2,3 млрд. EUR. Схожие процессы происходили в Испании и Португалии, где рост ставок подоходного налога не привел к устойчивому снижению бюджетного дефицита и сопровождался углублением экономического спада.

Несколько не вписывается в общий тренд Израиль. В 2012 и 2013 гг. максимальная ставка подоходного налога там увеличивалась. В 2011 г. она составляла 45% для лиц с годовым доходом более 482,76 тыс. шекелей, в 2012 г. — 48% с доходом более 500 тыс. В текущем году введен новый доходный интервал: для лиц с годовым доходом более 811,561 тыс. шекелей установлена ставка 50%. При этом в 2012–2013 гг. в Израиле был рост ВВП.

Исключением, на первый взгляд, также выглядит Великобритания, где в 2010 г. максимальная ставка подоходного налога увеличилась с 40 до 50% для получающих годовой доход более 150 тыс. фунтов, что не помешало в том же году 2-процентному приросту ВВП после падения почти на 3,5% годом ранее. Однако, по мнению аналитиков ФБК, основную роль тут сыграл тот факт, что в конце 2008 г., когда мировая экономика входила в острую фазу кризиса, в Великобритании было решено перенести на 2011 г. повышение налоговой ставки для лиц, чьи доходы превышают 150 тыс. фунтов в год. Это позволило не только смягчить спад в экономике страны, но и стало одной из причин ее быстрого восстановления после первой волны кризиса.

Интересно, что в отдельных европейских странах, наиболее успешно справившихся с кризисом, налоговая нагрузка снижалась. Так, в Польше для стимулирования экономики был уменьшен подоходный налог для всех групп населения: для наиболее доходной — с 40 до 32%, для остальных — до 18%. В отличие от многих других стран, Польша не вступила в рецессию. Аналогичные процессы наблюдались в Хорватии и Дании.

Исследование ФБК позволило сделать ряд выводов, очень важных для дальнейшего развития системы налогообложения доходов физических лиц, в т.ч. и в Беларуси. Как отмечается в докладе, «на протяжении последнего пятилетия увеличение максимальной ставки подоходного налога в большинстве случаев приводило к снижению его собираемости, сокращению величины суммарного подоходного налога относительно ВВП и сопровождалось замедлением темпов роста ВВП или даже переходом к экономическому спаду. При этом негативные последствия попыток выхода из кризиса за счет богатых сопровождались их миграцией, перерегистрацией налоговых резидентов и выводом бизнеса из страны. И, наоборот, политика налогового стимулирования в кризис, выражавшаяся в отказе от повышения или снижения максимальной ставки подоходного налога, содействовала более быстрому выходу из кризиса и меньшему замедлению темпов роста.

При этом аналитики ФБК понимают, что рост или спад в экономике зависят от множества факторов, и фискальная нагрузка на наиболее обеспеченные слои населения — только один из них. Однако ее важность предопределяется тем, что, во-первых, доля подоходного налога в налоговых поступлениях значительна и, соответственно, если его собираемость ввиду повышения налоговой нагрузки падает, это неблагоприятно сказывается на экономике. Во-вторых, повышение налогового бремени на богатых снижает их предпринимательскую активность, что также тормозит экономический рост. Поэтому повышение налоговой нагрузки на богатых в условиях кризиса и даже сползания в него, по мнению ФБК, является ошибкой.

Еще один важный вывод, сформулированный в докладе ФБК, состоит в следующем. Повышать налогообложение населения с высоким уровнем доходов надо не в кризисные (предкризисные) времена, а в условиях стабильного экономического развития. Россия, по мнению специалистов ФБК, упустила это время накануне кризиса, начавшегося в 2008 г. Однако, вероятность введения в РФ прогрессивной шкалы подоходного налога в ближайшие годы, а в Беларуси — различных сборов для граждан — достаточно высока.
 
Подготовила Александра Артемова
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений