Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бизнесу нужны национальные рейтинги и стимулы

Фото: freepik.com

Топ-менеджеры известных белорусских компаний полагают, что национальные рейтинги помогут предприятиям снизить стоимость заимствований, а банкам – упростить процедуру оценки заемщиков.

Необъективные оценки

Резиденты РБ, в частности банки, стали получать рейтинги более 20 лет назад у зарубежных агентств. И государство в лице правительства заказывало суверенные рейтинги за рубежом. В обоих случаях такие оценки были необходимы для привлечения внешнего финансирования.

Однако сейчас и суверенные рейтинги Беларуси, и рейтинги банков, присвоенные зарубежными агентствами, находятся на крайне низком (преддефолтном) уровне. Очевидно, что такая ситуация не отражает реаль­ное положение дел, поскольку и власти, и банки стремятся в полной мере выполнять обязательства перед контрагентами. Более того, на фоне роста экспорта валютная выручка в РБ достигла исторического максимума за последние 10 лет, что никак не свидетельствует о преддефолтном положении страны.

Россия, осознав ангажированный характер оценок западных рейтинговых агентств, стала активно переходить на систему национальных рейтингов еще с 2015 г., и Банк России этот тренд всячески поддержал.

Беларусь фактически начала движение по данному пути. Нацбанк еще в 2020 г. определен регулятором на рынке рейтинговых услуг. Соответственно, ожидалось, что появятся локальные агентства, которые станут присваивать национальные кредитные рейтинги. Такие оценки, как известно, отражают вероятность дефолта заемщика, т.е. его кредитоспособность.

Но с момента начала регулирования данной деятельности в РБ прошло уже более трех лет, а национальные кредитные рейтинги так и не стали популярными у белорусских субъектов хозяйствования.

Рейтинги на одном слайде

Состояние рынка рейтинговых услуг во время конференции презентовало агентство BIK Ratings, созданное три года назад. Это пока единственный провайдер рейтинговых услуг на территории Беларуси. За годы становления агентство присваивало и ESG-рейтинги, и рейтинги деловой репутации, и кредитные рейтинги. Наиболее глубоко финансовое положение компании изу­чается только в последнем случае. Соответственно, именно кредитные рейтинги позволяют объективно и всесторонне оценить реальное финансовое положение субъекта хозяйствования, его способность исполнять обязательства.

Однако в РБ национальные кредитные рейтинги получили только 13 организаций. В презентации исполнительного директора BIK Ratings Андрея Усачева все присвоенные кредитные рейтинги уместились на одном слайде. И стоит отметить, что 9 из них уже отозваны.

«Эмитенты ценных бумаг в Беларуси получали кредитные рейтинги на этапе эмиссии облигаций. После продажи ценных бумаг рейтинг им уже не нужен, несмотря на то, что кредитный риск для покупателей облигаций сохраняется в течение всего периода обращений долговых бумаг», – констатировал А. Усачев.

usachev_ (2).jpg Андреq Усачев

Эксперт объяснил относительно небольшое количество кредитных рейтингов, присвоенных в РБ, также тем, что в нашей стране (в отличие от РФ) в законодательстве не прописаны нормы, мотивирующие субъектов хозяйствования заказывать рейтинговые услуги.

Так, в России приняты 70 нормативных правовых актов, регламентирующих данные вопросы. В частности, получение рейтинга позволяет российской компании рассчитывать на попадание в ломбардный список Центробанка РФ. Практически это означает, что заемщик становится высокона­дежным в глазах кредиторов и с ним готовы работать многие компании.

Кроме того, если у российской организации относительно высокий кредитный рейтинг, она может рассчитывать на более дешевое кредитование, поскольку банки, финансируя таких заемщиков, несут меньшую нагрузку на капитал. То есть требования к достаточности банковского капитала при финансировании заемщиков, чья надежность подтверждена высоким рейтингом, снижаются.

В законодательстве РБ пока отсутствуют аналоги упомянутых норм, мотивирующих субъектов хозяйствования получать кредитные рейтинги.

Потребности бизнеса

Белорусские банки считают, что рейтинговую деятельность в стране необходимо активно развивать.

Первый заместитель председателя правления Банка БелВЭБ Тарас Надольный, выступая на конференции, предположил, что увеличение количества национальных рейтингов в стране позволит снизить расходы банков на оценку потенциальных заемщиков.

«Зачем делать одну и ту же работу дважды, если можно делать ее на системном уровне и качественно?» – обратил внимание Т. Надольный на потенциальную пользу рейтинговой информации.

nadolny.jpg Тарас Надольный

Схожего мнения придерживаются и другие представители финансового сектора. Они считают, что банкам, которым скоро придется вести учет только по международным стандартам финансовой отчетности, пригодились бы национальные рейтинги для оценки кредитоспособности корпоративных заемщиков.

«С 2025 г. банковский сектор переходит на подготовку отчетности только по МСФО, а реальный сектор экономики продолжит ее готовить только по национальным стандартам. Стоит вопрос, как мы будем оценивать субъектов хозяйствования, трансформируя такие оценки в банковские балансы», – отметил председатель правления «БСБ Банк» Сергей Дубков, выступая на панельной дискуссии.

dubkov (1).jpg Сергей Дубков

Не только банки, но и потенциальные заемщики хотели бы видеть более активное развитие рейтинговой деятельности в стране.

Белорусскому бизнесу национальные кредитные рейтинги нужны, но при определенных условиях.

«Как только Нацбанк примет решение об изменении размера резервов в отношении заемщиков, имеющих национальные кредитные рейтинги, начнется бум, многие захотят их получить», – полагает директор компании «АВАНГАРД ЛИЗИНГ» Антон Андренко.

andrenko.jpg Антон Андренко

При этом многие представители бизнеса уверены, что при отсутствии стимулирующих норм в законодательстве национальные кредитные рейтинги не получат широкого распространения в стране. А следовательно, не факт, что на белорусском рынке рейтинговых услуг появятся новые игроки.

Представители реального сектора экономики Беларуси во время конференции отметили, что регулирование рейтинговой деятельности в стране опережает экономическую активность в этой сфере.

img Алексей Шиленок

Финансовый директор компании 1АК-Group Алексей Шиленок обратил внимание на то, что количество документов, регулирующих в РБ данную деятельность, больше, чем количество присвоенных рейтингов. По его словам, при отсутствии законодательных стимулов субъектам хозяйствования непонятно, зачем им получать национальный кредитный рейтинг.

Основные направления денежно-кредитной политики на 2023 год предполагают, что Нацбанк будет расширять «сферу использования кредитных и некредитных рейтингов, присваиваемых национальным рейтинговым агентством». От реализации этой задачи на законодательном уровне, полагают представители бизнеса, и будет зависеть стремление компаний получать национальные рейтинги.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений