Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бизнес на рейтингах стал реальностью

Фото: freepik.com

Три года назад у белорусских компаний не было никаких законодательных обязательств получать рейтинги. А вот требования для получения аккредитации на рейтинговую деятельность регулятор сформировал довольно серьезные. Учитывая эти обстоятельства, появлялись сомнения в том, что рейтинговое направление вообще будет развиваться в стране.

Тем не менее трехлетний опыт первого провайдера рейтинговых услуг – 14 января трехлетие отмечает первое и единственное рейтинговое агентство Беларуси BIK Ratings – доказал, что бизнес на рейтингах делать можно. Агентство в 2023 г. присвоило и подтвердило около 50 различных рейтингов.

Исполнительный директор BIK Ratings Андрей Усачев и ведущий рейтинговый аналитик агентства Ульяна Пасевич рассказали «ЭГ» о рейтингах, которые пользуются спросом у бизнеса, планах по развитию и возможных конкурентах.

– С момента аккредитации агентства прошло три года. Как оцениваете результаты своей деятельности за этот период?

ausachev.jpg
           Андрей Усачев

А. Усачев: Полагаем, что за три года нам удалось достичь ощутимых результатов. Мы разработали, согласовали с Нацбанком методологии присвоения кредитных рейтингов банкам, нефинансовым и лизинговым организациям, а также вывели на рынок два вида некредитных рейтингов: ESG-рейтинг и рейтинг деловой репутации.

Благодаря решению этой сложной задачи нам удалось выстроить систему присвоения рейтингов, которым доверяют инвесторы при принятии решений.

Предлагая новые продукты, мы эволюционно развиваем рынок рейтинговых услуг Беларуси. В свою очередь, регуляторы осознают, что рейтинги являются необходимой составляющей национальной экономики. Это помогает нам выстраивать конструктивное взаимодействие с органами госуправления и формировать новые точки для развития рынка рейтинговых услуг.

– За время работы на белорусском рынке с какими ключевыми вызовами пришлось столкнуться?

А. Усачев: Основной вызов состоял в том, что в белорусском законодательстве до последнего времени практически не было норм, которые бы мотивировали бизнес получать рейтинг, в т.ч. кредитный. Хотя в РФ, например, более чем в 70 нормативно-правовых актах прописаны случаи, когда компании должны получать рейтинги для оценки и публичного раскрытия своей кредитоспособности.

Поэтому нам все эти годы приходилось доказывать рынку, что наши рейтинги являются весьма полезным продуктом для лиц, принимающих кредитные риски, в частности, на долговом рынке. Судя по тому, что количество присвоенных нами рейтингов растет, бизнес стал доверять качеству нашей работы и понимать ее необходимость.

upasevich.png
           Ульяна Пасевич

У. Пасевич: На заре нашей деятельности некоторые клиенты опасались передавать нам конфиденциальную информацию, которая необходима для присвоения рейтинга. Это был тоже вызов.

Как мы с ним справились? Приняли ряд мер. Во-первых, регулярно проводили отраслевые исследования (рэнкинги), в рамках которых на основании бизнес-метрик ранжировали участников рынка. Участие известных, в т.ч. крупных, компаний в таких рэнкингах позволило повысить доверие бизнеса к работе с нами.

Кроме того, создали специальную службу, которая отвечает за обеспечение защиты информации, внедрили соответствующие средства. Также, когда клиенты просят, мы заключаем отдельные соглашения о неразглашении информации. Все эти меры в совокупности позволили нам сформировать положительную репутацию и гарантировать защиту чувствительной информации о клиентах, на основании которой мы присваиваем рейтинги.

– Насколько объективны рейтинги вашего агентства и можно ли им доверять? Есть ли корреляция, по вашим наблюдениям, между наличием, уровнем рейтинга и вероятностью дефолта эмитентов токенов и облигаций?

А. Усачев: Рейтинговая деятельность постоянно контролируется и регулируется Национальным банком.

Кроме того, наш ключевой документ – методология присвоения рейтинга – проходит ряд согласований с бизнесом, отраслевыми ассоциациями и специалистами Нацбанка. Также существует независимость в деятельности различных подразделений (комитетов) рейтингового агентства. Руководство и специалисты агентства полностью соответствуют предъявляемым регулятором довольно высоким профессиональным требованиям для осуществления рейтинговой деятельности. Все перечисленные меры в совокупности обеспечивают объективность наших рейтингов.

У. Пасевич: Что касается корреляции между уровнем рейтингов и вероятностью дефолтов эмитентов, мы проводили соответствующее исследование летом 2023 г. Были проанализированы все рейтинги деловой репутации, которые присвоены эмитентам токенов на площадке Finstore.by.

Как оказалось, все эмитенты с высокими рейтингами (имеющие букву «A») исправно выполняют свои обязательства. Дефолтность эмитентов, получивших рейтинг категории «B», составила 3%. А вот одна организация, которой мы присвоили рейтинг деловой репутации категории «С», как раз и допустила дефолт. Таким образом, корреляция между уровнем рейтинга и кредитоспособностью компании, очевидно, существует, и время это доказало.

– Сколько и каких рейтингов вы присвоили в 2023 г.? Какие рейтинги сейчас пользуются наибольшим спросом у бизнеса и почему?

У. Пасевич: За 2023 год мы присвоили 8 ESG-рейтингов, 10 – кредитных и 33 рейтинга деловой репутации. Последних так много потому, что площадка по размещению токенов Finstore.by ввела требование о необходимости получения хотя бы рейтинга деловой репутации для того, чтобы эмитировать токены.

Но стоит отметить, что некоторые эмитенты получают по своему желанию не рейтинг деловой репутации, а кредитный рейтинг, который отражает результаты полноценного анализа финансового состояния заемщика.

Стимулом к получению кредитных рейтингов сегодня также является то, что на белорусском долговом рынке вводится такой инструмент, как депозитарные облигации. Эмитенты, которые имеют высокий рейтинг, смогут размещать свои депозитарные облигации не только среди квалифицированных, но и среди неквалифицированных инвесторов.

– В чем принципиальное отличие рейтинга деловой репутации от кредитного рейтинга?

У. Пасевич: В первом случае мы оцениваем добросовестность компании на основании кредитной истории, исполнения обязательств, в т.ч. по уплате налогов. В свою очередь, кредитный рейтинг предусматривает полноценный анализ финансового положения компании, и, соответственно, он является основой для определения кредитоспособности компании.

– Вы присваиваете рейтинги банкам, лизинговым компаниям, эмитентам токенов и облигаций. Каковы ваши приоритеты и планы на 2024 год?

А. Усачев: В 2024 г. мы планируем согласовать с Нацбанком несколько методологий присвоения новых рейтингов. В настоящее время на согласовании находится методология присвоения кредитных рейтингов микрофинансовым организациям.

Кроме того, в наступившем году мы намерены разработать и согласовать методологию присвоения кредитных рейтингов страховым организациям, а также думаем о присвоении рейтингов эмиссиям.

Как известно, рейтинг эмиссии может отличаться от рейтинга эмитента как в большую, так и в меньшую сторону. Например, если эмиссия подкреплена обеспечением, в т.ч. залогом или банковской гарантией, поручительством, то рейтинг самой эмиссии может быть даже выше, чем рейтинг эмитента.

В 2024 г. также намерены продолжить практику присвоения ESG-рейтингов. Поскольку интерес к управлению нефинансовыми рисками растет как в мире, так и в Беларуси, спрос на такие рейтинги повышается. Например, ряд белорусских банков уже бюджетирует на 2024 год расходы на получение ESG-рейтингов.

Это можно объяснить в т.ч. тем, что в 2023 г. были опубликованы стандарты раскрытия нефинансовой информации, которые в течение ближайшего времени будут внедрены в отчетность по МСФО.

Как известно, в 2025 г. банки Беларуси должны полностью перевести учет и отчетность на МСФО. Следовательно, наши кредитные организации уже сейчас готовы заказывать ESG-рейтинги, чтобы в т.ч. получить соответствующую оценку и своего рода консалтинг по вопросам управления нефинансовыми рисками (социальными, экологическими, а также рисками, относящимися к корпоративному управлению).

Наряду с этим в 2024 г. мы намерены продолжить присваивать кредитные рейтинги нефинансовым и финансовым организациям. В частности, лизинговые компании, которые получают высокий кредитный рейтинг, могут дешевле и гораздо быстрее разместить токены, соответственно, такие компании уже весьма мотивированы заказывать рейтинговые услуги.

– Можно ли сказать, что белорусский рейтинговый рынок находится на стадии становления? Какие регуляторные меры, по вашему мнению, могут способствовать его развитию?

А. Усачев: Да, мы полностью согласны с тем, что он находится еще в стадии становления. Сравнивая с другими странами, мы четко видим, что законодательные стимулы к обязательному получению рейтингов в Беларуси только формируются. Соответственно, развитие рынка рейтинговых услуг еще впереди и будет зависеть в немалой степени и от скорости изменений в правовой сфере.

У. Пасевич: Сегодня, в отличие от соседней России, белорусское законодательство не содержит стимулов, которые бы мотивировали банки и страховые организации использовать в своей деятельности национальные кредитные рейтинги. Когда это произойдет, страховщики получат больше возможностей для инвестирования своих резервов, а банки получат независимую оценку кредитных рисков клиентов.

Мы ожидаем, что Беларусь будет использовать наработанный мировой опыт и кредитные рейтинги все чаще станут использоваться в экономике. В принципе, это постепенно происходит. Условия выпуска токенов уже предусматривают необходимость получения рейтингов, также использование наших рейтингов предусмотрено в законодательстве о депозитарных облигациях.

– Ожидаете ли вы появления новых рейтинговых агентств в Беларуси?

А. Усачев: Наше рейтинговое агентство выросло во многом благодаря поддержке международной инвестиционно-консалтинговой компании ASER, на основании мощной экспертизы ее специалистов. Сложно представить, что без нее рейтинговое агентство смогло бы состояться.

Что касается прихода новых участников, мы были бы этому только рады, поскольку конкуренция развивает любой рынок. Однако создание рейтингового агентства требует значительных инвестиций, окупаемость которых в нынешней среде может оказаться длительной. Но основой рейтингового агентства является, конечно, персонал, обладающий серьезными компетенциями и опытом по финансовому анализу, моделированию и прогнозированию. А таких специалистов на рынке не так уж много.

Поэтому предполагаю, что скорость прихода новых компаний на рынок рейтинговых услуг будет напрямую зависеть от изменений в законодательстве, направленных на расширение практики использования национальных рейтингов в белорусской экономике.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений