Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2339
EUR:
3.4717
RUB:
3.5067
Золото:
241.08
Серебро:
2.85
Платина:
94.2
Палладий:
102.83
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бизнес и некоммерческие проекты: государство инициирует ESG-трансформацию

Государство ожидает, что бизнес будет реализовывать проекты, которые принесут прибыль не только самим коммерческим организациям, но и пользу обществу. Для внедрения соответствующих подходов планируется вносить изменения в законодательство.

В мире ESG-тематика становится весьма модным явлением и предполагает, что бизнес уделяет внимание в т.ч. и нефинансовым рискам (экологическим – E, социальным – S, корпоративным – G).

Постепенно это направление раскручивается и в Беларуси, и многие известные компании уже ввели в практику свей работы меры, направленные на снижение экологических, социальных и корпоративных рисков.

Государству данная тема тоже интересна. На днях в Минске впервые состоялось большое бизнес-мероприятие по данному вопросу – ESG Day, организованный Мин­экономики. Там собрались как профильные эксперты, так и представители бизнеса, органов госуправления, чтобы обсудить перспективы упомянутого явления в Беларуси.

Общий посыл выступлений регуляторов на бизнес-конференции заключался о том, что хоть бизнес в основном выполняет коммерческую функцию, государство будет приветствовать, поощрять ESG-проекты компаний и намерено мотивировать субъектов хозяйствования этим заниматься.

Новые компоненты национальной стратегии

Заместитель министра экономики Андрей Картун в ходе конференции «На пути к устойчивому будущему: ESG вызов» сообщил, что министерство уже приступило к разработке Национальной стратегии устойчивого развития до 2040 года, и принципы ESG туда интегрируют.

По его мнению, действия бизнеса по снижению экологических, социальных и корпоративных рисков становятся краеугольным камнем «доступа на внешние рынки как товаров и услуг, так и финансов».

Замминистра обратил внимание, что объем белорусского экспорта превышает 60% ВВП, совокупный объем внешней торговли стабильно превышает 120% ВВП. При этом, констатировал он, конкуренция усиливается на внешних рынках и все больше требований предъявляется к контрагентам, в т.ч. в части соблюдения ESG-принципов.

Конкурентоспособность компаний, чьи бизнес-модели не будут учитывать ESG-факторы, в перспективе может быть ограничена, в т.ч. нетарифными мерами, предполагает А. Картун.

С учетом этих вызовов Минэкономики в 2024 г. планирует подготовить рекомендации по интеграции ESG-принципов в деятельность субъектов хозяйствования, чтобы оказать предприятиям методологическую поддержку в данном направлении.

Требования государства к реальному сектору экономики в части соблюдения ESG-факторов будут усиливаться.

«В следующем году начнем с принципов, а дальше, однозначно, эти принципы будут заложены в следующую пятилетку. Бизнесу, хочется ему этого или не хочется, придется заниматься этими вопросами более серьезно», – заявил А. Картун.

Тему поддержал заместитель главы Администрации Президента Максим Ермолович. По его мнению, «важно оценивать эффективность каждого предприятия не только по экономическим показателям, но и по эффективности социальных проектов».

«Мы отдаем себе отчет, что организация работы по интегрированию ESG-подходов в коммерческую деятельность, а также формирование ESG-инфраструктуры будет приобретать все больше актуальность», – подчеркнул М. Ермолович.

Взгляд бизнеса

Представители известных компаний, выступавшие на конференции, презентовали экологические инициативы, социальные проекты и меры по повышению эффективности корпоративного управления.

Несмотря на то, что все эти проекты некоммерческие, бизнес видит смысл в их реализации.

Так, директор по работе с инвесторами компании «Евроторг» Андрей Белковец отметил в своем выступлении, что на этапе привлечения внешнего финансирования кредиторы часто интересовались вопросами, которые обеспечивают устойчивое развитие организации.

Так, при рефинансировании евробондов еще несколько лет назад во время road show инвестфонды стали задавать вопросы по ESG-тематике и пришлось даже переделывать презентацию, вспомнил А. Белковец. Российские банки, рассказал он, также стали увязывать вопрос финансирования белорусских компаний с повесткой устойчивого развития.

«Российские банки в 2020–2021 гг. нам стали направлять предложения о том, что стоимость финансирования может быть ниже при условии реализации проектов в сфере ESG», – отметил А. Белковец.

К настоящему времени крупнейший белорусский ритейлер реализовал ряд проектов в этой сфере и планирует двигаться дальше, в т.ч. сокращать расходы бумаги, использовать альтернативные источники энергии и переходить на электротранспорт.

Другой пример реализации некоммерческих проектов привел представитель «БСБ Банка».

Председатель правления банка Сергей Дубков рассказал, что благодаря социальным проектам (один из них был посвящен совмещению работниками родительских и профессиональных функций) компании удалось значительно снизить текучесть кадров.

«В первом квартале этого года по сравнению с первым кварталом прошлого года мы увидели сокращение текучести кадров в разы», – констатировал С. Дубков.

Директор инвестиционно-консалтинговой компании ASER Олег Ильин полагает, что ESG-повестка в корпоративном секторе будет еще более активно внедряться, когда появятся соответствующие стимулы.

Ссылаясь на данные опроса более 100 компаний, эксперт отметил, что бизнес ожидает привлекательных условий финансирования, которые как раз и могут предоставляться в случае реализации ESG-проектов.

В частности, полагает он, имеет смысл подумать о создании «зеленой» площадки в рамках Белорусской валютно-фондовой биржи, а также внедрении скорректированной системы рисков для банков, которые финансируют экологические проекты.

Также можно рассмотреть создание национального фонда из числа «грязных» предприятий, которые будут финансировать «зеленые» проекты в стране, полагает О. Ильин.

Планы регуляторов

Органы госуправления готовят ряд нормативных документов, которые коснутся бизнеса и ESG-повестки.

Первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко сообщил, что подготовлен проект постановления правительства, которым планируется утвердить национальную таксономию «зеленых» проектов. Смысл этого документа в том, чтобы создать правовую среду для реализации таких инициатив.

Проект госрешения включает критерии определения проектов, которые будут относиться к «зеленым», и порядок верификации (подтверждения) таких проектов на предмет соответствия заявленным целям. Последней задачей будут заниматься аккредитованные лица.

Соблюдение процедур, преду­смотренных подготовленным НПА, позволит инвесторам уверенно заявлять, что они реализуют проекты, которые будут иметь положительное влияние на окружающую среду, пояснил Д. Кийко.

По его мнению, возможно, инвесторы, которые возьмутся за такие проекты, смогут привлечь на рынке более дешевое финансирование.

Проект госрешения об утверждении национальной таксономии «зеленых» проектов уже согласован со всеми заинтересованными органами и направлен в правительство, сообщил на конференции первый замминистра финансов.

Нацбанк также подготовил документ, который коснется описанных выше вопросов. Регулятор намерен в ближайшее время включить в методологию присвоения кредитных рейтингов положения об экологических, социальных и корпоративных рисках субъектов хозяйствования, которые обязаны будут оценивать рейтинговые аналитики.

«Это значит, что при присвоении кредитного рейтинга аналитики рейтингового агентства обязательно будут анализировать ESG-факторы», – пояснил на конференции начальник главного управления регулирования некредитных финансовых организаций и инвестиционных операций Нацбанка Дмитрий Набздоров.

В свою очередь заместитель министра природных ресурсов и окружающей среды Виктор Галанов анонсировал вступление весной 2024 г. обновленной редакции Закона «Об охране окружающей среды». Для исполнения его положений в правительство внесен проект постановления об определении ряда обязательств хозяйствующих субъектов в части производственного контроля и расчета выбросов парниковых газов (как основного компонента, влияющего на потепление климата).

«Здесь уже не просто на добровольных началах, а в какой-то степени будут определены правила игры для субъектов хозяйствования по обязательности этой нормы. Исходя из полученных данных, проведя их верификацию, будет разработана стратегия по углеродному регулированию», – рассказал В. Галанов.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений