Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Биржа выстояла в сентябре

Фото: whatismoney.ru

В сентябре при значительной волатильности на валютной бирже в России и на БВФБ наблюдалось умеренное волнение, а BYN показал диапазоны колебаний, кратно превышающие значения весны – начала лета. Биржевые обороты по USD и RUB немного снизились к августу из-за меньшего количества сессий (20 после 23 в августе), хотя средний объем торгов за сессию по ним возрос. По EUR обороты сократились вдвое – как из-за меньшего количества сессий, так и из-за падения среднего объема торгов.

Валютный рынок в сентябре был менее сбалансированным, чем в августе из-за возросшей волатильности BYN. Волатильность между сессиями достигала 1,2% по доллару США, 1,4% – евро и 0,6% – по российскому рублю, что почти не превышало внутридневные приросты с учетом межбанковских торгов, которые продолжаются после прекращения биржевых.

Доллар США

Объем сделок с долларом США в сентябре немного снизился к августу (за счет количества сессий) и уменьшился на 1,8% до 386,9 млн USD после -0,3% в июле.

В сентябре сохранилась широкая амплитуда изменения курса доллара:  от резкого роста до начала второй декады с достижением месячного мак­симума, столь же интенсивного снижения в течение следующей декады до месячного минимума и закрытия месяца на уровне ниже среднего курса USD. Большую часть сентября курс доллара изменялся в диапазоне 2,09–2,16 BYN. Причем наибольшие колебания наблюдались в первой декаде месяца (см. рисунок).

За месяц волатильность биржевого курса доллара после августовского прироста еще прибавила до 4,1%.

Евро

Обороты по евро гораздо более значительно, чем по доллару, «просели» к августу – на 53,1% до 96,5 млн EUR (после прироста в августе на 4,1%).

Курс евро демонстрировал схожую с долларом динамику: разгон до максимума к началу второй декады, затем обратное движение примерно до средних за месяц значений, движение в «боковике» в третьей декаде и закрытие месяца на уровне немного ниже среднего. Диапазон колебаний курса составил 2,43–2,51 BYN за месяц, при этом амплитуда колебаний также возросла. Наибольшие колебания наблюдались во второй декаде месяца.

Волатильность евро также ощутимо прибавила после августовского ускорения и составила 4%.

Российский рубль

По российскому рублю обороты в сентябре также уменьшились – на 2,2% до 7,4 млрд. RUB после падения в августе на 36,7%. При этом наблюдался более значительный прирост среднего объема торгов за сессию (+6,3% к августу после -42,2% в августе).

Рубль в России по отношению к доллару находился у близкого к минимальному уровня в начале сентября, после чего к началу второй декады достиг минимума, затем начал постепенно укрепляться до окончания месяца, завершив его на уровне заметно выше начала, оставаясь волатильным с колебаниями в коридоре в 4,4 RUB (после 5,4 RUB в августе), изменяясь от почти максимального значения в 68,2 RUB до уровня в 65,6 RUB за USD.

При этом белорусский рубль по­следовательно ослабевал к российскому на протяжении месяца от минимального значения RUB в начале и до ускорения роста с достижением максимума в третьей декаде и завершением месяца значительно выше начала. Основные изменения курса происходили в диапазоне 3,09–3,207 BYN за месяц. Наибольшие колебания пришлись на вторую и окончание третьей декады сентября.

В целом, за месяц волатильность биржевого курса российского рубля сохранилась высокой – 4,5% – после разгона в августе.

В сентябре продолжилось давление на российский рубль, хотя ему удалось укрепиться к доллару США к окончанию месяца, и на этом фоне белорусский рубль последовательно ослаблялся к российскому в направлении среднего целевого уровня в 3,24 BYN за 100 RUB. И если RUB отыграл у USD 3,3% за месяц, то наш рубль поддался российскому на 4,5% и при этом уступил 1,1% доллару.

В складывающейся ситуации при ценах на нефть в районе 75–85 USD за баррель, но с реализацией внешних санкционных шоков стабилизация RUB осенью 2018 г. допустима (но только за счет нефтяного фактора при условии повышения цен на нефть), хотя, как видно, склонность к восстановлению позиций у RUB пока слабая, при этом продолжится ослабление BYN к RUB, с последующим его восстановлением и стабилизацией BYN.

К доллару же BYN будет следовать тенденциям российского и при восстановлении позиций может сохранять стабильность в диапазоне 2,05–2,15 BYN.

В сентябре инвестиционная привлекательность вновь сыграла против рублевых инвесторов из-за умеренного ослабления курса рубля к доллару по итогам месяца.

Так, если средние ставки по новым рублевым депозитам для физических и юридических лиц находились в диапазоне 7–11% годовых (это 0,6–0,9% в месяц), то валютные могли предложить доходность не более 1,7% годовых (до 0,14% в месяц). Тем самым, взяв за основу рублевую доходность (минус 1,1% от ослабления рубля к доллару за месяц), получим -0,5 – -0,2% эффективной доходности за месяц, что кратно отстало от месячной доходности валютных депозитов.

За прошедший год рубль уступил доллару 7,6%, а самая высокая доходность принесла бы чистый эффект сопоставимый с эквивалентным валютным депозитом. Рублевый депозит за год принес его владельцу около 5–9% (летом 2017 г. рублевые ставки проходили минимальный рубеж), тогда как валютный – 7,6% скрытого курсового прироста +2,3% за счет процентной ставки, итого 9% против 9,9%, или +0,9% в пользу валютного вклада при максимально возможных на тот момент ставках и умеренной девальвации рубля.

Как видно, с удлинением рассматриваемого срока преимущества рублевых ставок сходят на нет, равно как и предлагаемая ими доходность.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by