$

2.1228 руб.

2.3634 руб.

Р (100)

3.4527 руб.

Ставка рефинансирования

9.00%

Проблемы и решения

Без визы прогноз не утвердят

24.09.2019

Александр Лукашенко посчитал планы правительства на 2020 г. недостаточно напряженными и отправил пакет прогнозных документов на доработку, поручив оперативно пересмотреть подходы и устранить замечания.

На совещании рассматривались работа экономики за истекший период 2019 г., оценка итогов года и пятилетки, проекты прогноза, бюджета и основных направлений денежно-­кредитной политики на 2020 г., сообщает пресс-служба Президента.

Присутствовали не только разработчики документов, но и те, кто давал по ним заключения либо имеет альтернативную точку зрения. 

Пригрозив Совмину и «всем ответственным» жесткими кадровыми решениями за невыполнение прогнозных параметров развития экономики на 2019 г., А. Лукашенко напомнил, что эти цифры принимались нынешним составом Совмина и оценивались как выверенные, обоснованные и просчитанные. Следовательно, все, что с подачи правительства запланировано, должно быть реализовано.

Однако отечественная экономика сегодня демонстрирует скромный и крайне неустойчивый рост. Особенно Президента беспокоят причины падения экспорта. Он напомнил, что персональная ответственность за экспорт товаров и услуг возложена на вице-премьеров. Кроме того, это направление также закреплено за Министерством иностранных дел, которое имеет обширную сеть диппредставительств за рубежом.

Как сообщил премьер-министр Сергей Румас, из семи утвержденных на текущий год прогнозных показателей выполняются четыре. Пока не достигнуты планы по экспорту, производительности труда и ВВП. В региональном разрезе по росту ВВП не допускает отставания только Минская область. Вместе с тем, как обратил внимание С. Румас, сальдо по товарам и услугам положительное: более 400 млн руб. за семь месяцев.

По словам главы Совмина, недобор по экспорту в основном связан с падением продаж товаров нефтяной группы. Это и грязная нефть, и налоговый маневр, который также отразился на работе отечественных неф­теперерабатывающих предприятий.

Напомним, белорусская сторона оценивает потери в связи с реализацией налогового маневра в нефтяной сфере РФ примерно в 10,5 млрд USD в 2019–2024 гг., в т.ч. порядка 400 млн USD в 2019 г. И вынужденное формирование бюджета–2020 с дефицитом (в прошлые годы он вер­стался с профицитом) наш Минфин объясняет отсутствием договоренностей о компенсации издержек в связи с налоговым маневром.

Кстати, посол РФ в Беларуси Дмитрий Мезенцев 20.09.2019 сообщил, что российские министерства внимательно рассматривают запрос Беларуси об этой компенсации «в контексте интеграционной программы». О необходимости увязать дальнейшее обсуждение про­граммы интеграции с Россией с проблемой компенсации потерь белорусского бюджета из-за налогового маневра говорил 16 сентября и Президент Беларуси. Так что, возможно, вопрос «выпадающих доходов» хотя бы частично удастся решить.

Не в меньшей мере белорусов интересует еще одна тема, она сейчас активно обсуждается в СМИ: действительно ли А. Лукашенко намерен отправить правительство в отставку по причине невыполнения прогнозных показателей?

Маловероятно, что все показатели к январю 2020 г. будут выполнены. Возьмем, например, основной – ВВП. По итогам года его рост должен составить 4%, но за 7 месяцев он прибавил чуть больше 1%. Как здесь наверстать отставание?

Большинство экспертов считают, что, несмотря на итоги, смены кабинета министров не произойдет хотя бы потому, что команда С. Румаса работает всего год. Слишком мало времени для того, чтобы она успела себя проявить и выполнить намеченное. Так, Программа деятельности Правительства Беларуси на 2018–2020 гг. была одобрена Палатой представителей 31.10.2018 и в этот же день утверждена постановлением Совмина № 774.

Она включает такие задачи, как создание ком­фортных условий ведения бизнеса, опережающее развитие сферы услуг, формирование ИТ– страны, масштабная цифровизация всей экономики.

После формирования нового состава правительства власти впервые заговорили о необходимости повышения эффективности госсектора, соз­дании равных условий хозяйствования для всех предприятий, независимо от формы собственности. А также обратили внимание на необходимость развития регионов, городов с населением 50–80 тыс. человек, создания там новых рабочих мест с хорошей зарплатой.

Почему планы правительства на 2020 г. посчитали недостаточно на­пряженными? Понимая, что год будет непростым, оно, по некоторым данным, заложило в прогнозные документы рост ВВП в 2,5%. Президент считает, что этого мало, Совмин таким образом пытается облегчить себе жизнь.

– Я думаю, что мы вместе со всеми госорганами критически подойдем к цифрам прогноза, сделаем их более напряженными, – отметил С. Румас. – Соответственно, это должно отразиться на бюджете, может быть, сделать его менее дефицитным.

Глава государства также определил задачи, которые возлагаются на руководителей высокого ранга.

«Вице-премьеры не должны бегать за министрами, а министры не должны бегать за губернаторами, если это, допустим, сельское хозяйство, а заниматься только технологиями. Министр сельского хозяйства – это технологии, что-то новое, перспективное. Сеять, убирать, косить, возить, консервировать – это дело губернаторов, председателей райисполкомов, руководителей хозяйств. А вице-премьер должен заняться ключевым вопросом, если это сельское хозяйство – экспортом продукции», – расставил акценты Президент. 

На совещании обсуждались уровень оплаты труда работников бюд­жетной сферы, привлечение инвестиций, эффективность пред­приятий реального сектора экономики и качество работы директорского корпуса.

Что касается проектов документов, которые повторно поступят в ближайшее время на рассмотрение Президента, то все они должны быть завизированы не только правительством, но и спикерами обеих палат, ру­ководителями Администрации Пре­зидента, Комитета госконтроля, Национального банка, регионов.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Опросы