Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
22.07.2014 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

БЕСКОЛХОЗНОЕ БУДУЩЕЕ АПК©

В пятницу глава государства подписал 4 указа, подготовленных межведомственной рабочей группой для решения проблемных вопросов в агропромышленном комплексе. Эти документы призваны обеспечить соответствие аграрной политики в республике нормам Договора о Евразийском экономическом союзе, стимулировать создание агрохолдингов, решить проблему неплатежей, улучшить условия кредитования сельскохозяйственных организаций и расчетов за продукцию, приобретаемую по госзаказу. Кроме того, планируется завершить преобразование колхозов в более современные организационно-правовые формы.

В пятницу глава государства подписал 4 указа, подготовленных межведомственной рабочей группой для решения проблемных вопросов в агропромышленном комплексе. Эти документы призваны обеспечить соответствие аграрной политики в республике нормам Договора о Евразийском экономическом союзе, стимулировать создание агрохолдингов, решить проблему неплатежей, улучшить условия кредитования сельскохозяйственных организаций и расчетов за продукцию, приобретаемую по госзаказу. Кроме того, планируется завершить преобразование колхозов в более современные организационно-правовые формы.

О проектах ныне принятых указов «ЭГ» подробно писала еще месяц назад (см. № 43 от 13.06.2014 г.). Интересно, что еще 14 июля на совещании Президент Александр Лукашенко заявлял: «Мы договорились о том, что вы все это посчитаете и с учетом непростого финансово-экономического положения не только в нашей стране, но и во всем мире мы сделаем вывод, сможем ли мы пойти на те меры, которые предложены комиссией».

По-видимому, за 3 дня все подсчеты были представлены, одобрены, и настало время воплотить их в жизнь.

За что боролись

Сельское хозяйство давно стало одним из основных приоритетов отечественной экономики — не столько в силу заботы о продовольственной безопасности, сколько в связи с социально-политическими пристрастиями властей. Результаты такого положения дел выглядят довольно противоречиво. Успехи в укреплении продовольственной безопасности очевидны. Так, удельный вес производства пищевых продуктов в общем объеме продукции промышленности вырос с 17,6% в 2005 г. до 22,4% в 2013-м, а экспорт сельхозпродукции и продуктов питания — с 1432,1 млн. USD до 5782,6 млн. (т.е. с 9 до 15,5% в общем объеме экспорта). Однако за это время доля валовой добавленной стоимости сельского хозяйства в ВВП снизилась с 8,4 до 7,9%. Стране эти достижения даются дорогой ценой. Если объем произведенной в АПК продукции составил за последние 5 лет около 321 трлн. Br, то расходы консолидированного бюджета на сельское хозяйство и рыбохозяйственную деятельность превысили 50 трлн. Br (почти 9 млрд. USD по среднегодовому курсу), а общий объем господдержки из разных источников был еще больше. При этом с 2005 по 2010 гг. они выросли с 6 до 10% расходов консолидированного бюджета, а затем сократились до 8,8% в прошлом году. В то же время инвестиции в основной капитал АПК за 2009–2013 гг. составили около 78,6 трлн. Br (около 14,1 млрд. USD по среднегодовому курсу), правда, их доля в общем объеме капиталовложений республики сократилась за 5 лет с 17,5 до 13%. При этом первоначальная стоимость основных средств в сельском хозяйстве выросла с 61,2 трлн. Br до 222,4 трлн., или с 21,4 млрд. USD до 23,4 млрд., а удельный вес накопленной амортизации сократился с 42,8 до 37,9%. При этом коэффициент обновления основных средств в АПК вырос с 12,5 до 11%, а энергетические мощности в сельхозорганизациях выросли с 19,7 млн. л.с. всего до 20 млн.— не столь уж значимый результат столь масштабных инвестиций. Удельный вес сельчан в общей численности населения республики сократился с 2005 по 2013 гг. с 27,8 до 23,2%, а работников, занятых в сельском хозяйстве, — с 10 до 8,1%. При этом отношение номинальной начисленной среднемесячной зарплаты работников АПК к среднереспубликанскому уровню выросло с 60 до 74,8%. Заметим также, что индекс паритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию вырос с 97,4% до 117,3%.

К сожалению, ни регулярно принимаемые программы, ни постоянная забота государства о финансировании АПК, ни улучшение социально-бытовых условий тружеников села не обеспечили эффективности сельского хозяйства. Напротив, его финансовые результаты неуклонно ухудшаются. Поэтому пакет новых указов рассматривается как важный этап преобразования экономики села. При этом одним из самых ярких (но не самых важных) шагов является ликвидация колхозов.

Прощай, коллективизация

В соответствии с Указом от 17.07.2014 № 349 колхозы (точнее — сельскохозяйственные производственные кооперативы) до конца следующего года подлежат преобразованию в хозяйственные общества или коммунальные унитарные предприятия. Конкретная организационно-правовая форма будет определяться решением общего собрания членов колхоза.

При преобразовании колхоза в хозяйственное общество доли в уставном фонде (акции) предстоит распределить между гражданами — членами преобразуемого колхоза, выразившими письменное согласие выступить учредителями этого общества, и административно-территориальной единицей — районом, на территории которого расположен колхоз. Размер доли района должен быть не меньше значения, соответствующего соотношению между стоимостью неделимого фонда преобразуемого колхоза и размером уставного фонда этого общества. Если долевого фонда нет, то каждому члену колхоза, становящемуся учредителем создаваемого хозобщества, передается 1 акция этого общества. Кроме того, колхозники смогут внести денежные вклады в уставный фонд создаваемого хозяйственного общества с получением соответствующего количества акций.

Было бы ошибкой полагать, что речь идет о внезапной и радикальной ломке сложившихся на селе отношений. Статистика свидетельствует, что перевод колхозов в иные организационно-правовые формы идет уже давно. Так, на начало 2006 г. в республике из 1900 сельхозорганизаций 1108 представляли собой производственные кооперативы (т.е. колхозы), 136 — акционерные общества, 78 — общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, а 577 — унитарные предприятия. Теперь же «расклад форм» совершенно иной. На 1.01.2014 г. из 1497 сельхозорганизаций 510 уже являлись ОАО, 35 — ЗАО, 152 — ООО, 13 — ОДО, 439 — унитарными предприятиями и лишь 348 — еще были производственными кооперативами. Таким образом, почти 2/3 колхозов в последние 7 лет уже ликвидированы, преобразованы в хозяйственные общества и унитарные предприятия, реорганизованы путем слияния или присоединения к промышленным предприятиям в качестве филиалов. СПК на начало т.г. составляли только 23,2% общего числа сельхозорганизаций. Указ № 348 станет лишь «контрольным выстрелом», завершающим формальное исчезновение наследия сталинской коллективизации. Правда, при этом возникает ряд правовых коллизий, о которых «ЭГ» предупреждала (см. № 43, с. 13, № 48 от 1.07.2014 г., с. 22–25 Информбанка), которые придется учитывать при реализации норм Указа на практике. Но вряд ли они остановят преобразование. В результате неформальное влияние местных властей на колхозы закрепляется в юридически оформленное право собственности, причем колхозникам здесь отводится роль миноритариев. Более того, если стоимость чистых активов колхоза окажется меньше стоимости неделимого фонда и (или) у колхоза имеются просроченные долги перед бюджетом, отношение которых к выручке за предыдущий год составит не менее коэффициента 0,02, то колхоз преобразуется в коммунальное унитарное предприятие или хозобщество, полностью принадлежащее административно-территориальной единице (в обоих случаях разница невелика).

Робкий призрак приватизации

Можно предположить, что преобразованные в АО, ООО и УП колхозы станут легкой добычей частников, готовых скупить нашу процветающую и перспективную аграрную отрасль. На самом же деле вряд ли стоит ожидать быструю и масштабную приватизацию в сельском хозяйстве. Напротив, руководящая, направляющая и финансирующая роль государства здесь сохранится. Указ от 17.07.2014 № 347 «О государственной аграрной политике» декларирует, что основными целями государственной аграрной политики являются повышение конкурентоспособности сельхозпродукции, сырья и продовольствия для обеспечения сбалансированности внутреннего продовольственного рынка и наращивания экспортного потенциала, формирование эффективного рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с развитой инфраструктурой, в т.ч. путем поэтапного перехода к свободному ценообразованию, повышения эффективности производственно-экономической деятельности субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства, создание благоприятного инвестиционного климата и увеличение объема инвестиций в АПК, а также содействие структурным изменениям в нем, включая изменения внутрипроизводственных и имущественных отношений, обеспечивающее свободное развитие всех форм собственности. Однако пока речь идет лишь о преобразовании колхозов в более современные организационно-правовые формы с сохранением, а в ряде случаев, даже усилением контроля государства над этими предприятиями.

За последние 8 лет число сельхозорганизаций государственной формы собственности сократилось с 489 до 289, а частной — с 1397 до 1173, а вот число «частных» компаний с долей госсобственности выросло с 79 до 450. Имеется также 96 агрокомпаний с иностранным капиталом, в т.ч. 35 — только с ним. Таким образом, государство по-прежнему контролирует большинство сельхозорганизаций — как в силу формы собственности, так и с учетом традиционной роли местных органов власти. Сохранится эта роль и впредь.

Принятые указы предполагают (в весьма неявной форме) возможность продажи сельхозпредприятий неким инвесторам при условии принятия на себя их долгов. Так, Указом от 17.07.2014 № 348 «О мерах по повышению эффективности работы организаций агропромышленного комплекса» предлагается банкам и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» предоставлять отсрочку исполнения обязательств по основному долгу на срок, не превышающий пяти лет, юридическим лицам, приобретшим (приобретающим) с 1.01.2014 г. по 31.12.2016 г. в установленном порядке в результате реорганизации (в форме слияния, присоединения), покупки, безвозмездной передачи предприятий как имущественных комплексов права и обязанности неплатежеспособных сельхозорганизаций по долгосрочным инвестиционным кредитам, выданным юридическим лицам и сельхозорганизациям на приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования, строительство, реконструкцию и (или) модернизацию производственных объектов. Отсрочка предоставляется на основании поданных в банки заявлений юридических лиц, приобретших права и обязанности сельскохозяйственных организаций, о предоставлении отсрочки и утвержденных облисполкомами бизнес-планов развития этих юридических лиц, которыми установлены сроки исполнения обязательств, подлежащих отсрочке.

Исходя из этих норм, может показаться, что в республике сложился круг частных инвесторов, готовых приобретать на сходных условиях колхозы-банкроты, чтобы вдохнуть в них новую жизнь. Но кажется, что мы на пороге очередной кампании по «раздаче» отстающих хозяйств на перевоспитание более-менее стабильным промпредприятиям, чтобы избавить государство от становящегося непосильным груза поддержки АПК, как уже случилось 10 лет назад в рамках реализации Указа от 19.03.2004 № 138 «О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство». Теперь у «добровольцев» тоже будет достаточно места для подвига — на 1 мая в стране числилось 58,8% убыточных сельхозорганизаций, если считать без учета господдержки.

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений