Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Геополитика изменила «вкусы» инвесторов

Максим ДОДОЛЕВ

Поведение инвесторов на фоне геополитической напряженности изменилось. Западные финансовые партнеры на территории Беларуси новые сделки практически не заключают, зато к нашему рынку проявляют интерес российские бизнесмены.

Наблюдаются и иные изменения в поведении инвесторов, что сказывается на количестве сделок с белорусскими активами.

Управляющий партнер ASER Capital (входит в группу компаний ASER) Максим Додолев рассказал в интервью «ЭГ» о годовых результатах и перспективах белорусского рынка слияний и поглощений (M&A).

– В 2022 г. количество публично раскрытых сделок, реализованных с участием резидентов Беларуси, сократилось, по вашим данным, до 30, т.е. на 57% по сравнению с 2021 г. Чем вы это объясняете?

– Белорусский рынок слияний и поглощений мы оценивали и с учетом инвестиционных сделок внутри РБ, и с учетом данных о договорах, заключавшихся за пределами страны с участием белорусских учредителей.

Сжатие белорусского рынка M&A объясняется снижением деловой активности в стране. Кроме того, санкционные ограничения против РБ и внутрибелорусские запреты на продажу долей в компаниях с западным капиталом привели к тому, что многие сделки M&A не состоялись.

Отметим также, что не обо всех заключенных соглашениях появляется информация в публичных источниках, поэтому полную картину представить достаточно сложно.

– Стороны не стали раскрывать финансовые показатели о 21 публичной сделке из 30, а некоторые бизнесмены, по словам юристов, вообще не хотят, чтобы об их договоренностях становилось известно. Ваш опыт коммуникаций с бизнесом подтверждает вывод, что на фоне санкций стороны предпочитают не раскрывать ни факт заключения сделки, ни сумму?

– Да, именно так. Причем желание представителей белорусского бизнеса и ранее заключалось в сохранении конфиденциальности существенных условий сделки, как минимум ее стоимости (оценки).

– ИТ-отрасль остается лидером по количеству инвестиционных сделок с участием резидентов РБ. Почему и какие тенденции возможны в этой сфере в будущем?

– Белорусские ИТ-компании традиционно продают свои услуги на внешних рынках и за счет этого обладают потенциалом для роста бизнеса, остаются интересными для инвесторов.

Геополитические изменения, скорее всего, приведут к тому, что на территории РБ активы в ИТ-отрасли будут покупать в основном российские и белорусские инвесторы, госкорпорации.

Что касается интереса западных инвесторов к ИТ-активам, учредителями которых выступают белорусы, то такие сделки, к сожалению, с высокой вероятностью будут заключаться (с учетом влияния санкционных ограничений) за пределами нашей страны.

– Одна из тенденций 2022 г. – снижение интереса инвесторов к приобретению в Беларуси банков, хотя в предыдущие годы такие сделки регулярно фиксировались. Чем вы объясняете снижение интереса инвесторов к финансовым активам РБ?

– Назову две причины. Первая – разница в ожиданиях. Более крупные банки в предыдущие годы поглощали небольшие кредитно-финансовые организации. Практически всегда такие сделки тормозились из-за того, инвестор не готов был заплатить цену, запрашиваемую покупателем. Поэтому несовпадение ожиданий, наверное, первая причина снижения инвестиционной активности в финансовом секторе.

Вторая заключается в том, что большинство крупных белорусских банков сейчас находятся под санкциями, сохраняется высокая экономическая неопределенность. Турбулентная не­устойчивая среда почти всегда в любой стране снижает готовность инвесторов приобретать банки, поскольку в таких условиях их очень тяжело адекватно оценить.

Тем не менее мы допускаем возможность сделок в финансовом секторе, например, приобретение банками лизинговых компаний.

– В прошлом году зафиксировано 12 локальных сделок. Это выразилось в консолидации активов в телекоммуникационной отрасли, на фармацевтическом и других рынках. Чем вы объясняете эти процессы?

– Небольшие компании, имея относительно низкий запас прочности, в условиях высокой неопределенности сталкиваются с серьезными вызовами. Поэтому собственники готовы продать такие активы более крупным игрокам рынка. Соответственно, когда цена стороны устраивает, на локальном рынке заключаются новые сделки.

– Ожидаете ли вы, что этот тренд сохранится и сделки по консолидации активов будут происходить в 2023 г. и в других отраслях?

Да, локальные M&A-сделки будут фиксироваться, возможно, в сельскохозяйственной, транспорт­но-логистической отраслях. Бизнес в прошлом году столкнулся с новой рыночной реальностью, не все компании смогли к ней адаптироваться. Поэтому в 2023 г. высока вероятность, что мы увидим сделки слияний и поглощений между белорусскими организациями.

– Прогнозируете ли вы интерес российского бизнеса к приобретению активов в Беларуси?

– В условиях санкций Россия активно занимается импортозамещением, и мы видим, что российские инвесторы рассматривают белорусские компании как площадки для расширения своих производственных площадей.

– Что конкретно интересует российских инвесторов в Беларуси?

– Производство продуктов питания, фармацевтической продукции и строительных материалов. На все перечисленные товары в любой стране, а тем более на большом российском рынке, сохраняется высокий спрос. Со стороны нероссийских инвесторов запросов на приобретение белорусских активов мы сейчас не наблюдаем.

– Каковы ваши ожидания на 2023 год?

– Предполагаем, что большинство M&A-сделок на внутреннем рынке будут заключаться между белорусскими компаниями. Возможно, треть договоров здесь будет связана с приходом российского капитала.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by