Белорусский чиновник:—что ему мешает быть успешным?
Слово «чиновник» чаще всего вызывает негативные ассоциации, его винят во всех экономических и социальных проблемах. В то же время найти хорошего управленца на руководящую должность сегодня очень непросто. Почему же авторитет государственной службы в Беларуси оказался столь невысоким, каким образом можно улучшить имидж госчиновника?
В дискредитации госслужащих высокого ранга немалую роль сыграли многочисленные случаи злоупотреблений и коррупции, которые у всех на слуху. Однако я уверен, что большинство чиновников, особенно среднего звена, – это порядочные и преданные делу специалисты.
Наше государство, как и любое другое, заинтересовано в том, чтобы привлечь на госслужбу самых грамотных и достойных управленцев. Понятно, что для этого им нужно создавать хорошие условия, в т.ч. материальные.
РАНЕЕ действовавший Закон от 23.11.1993 № 2581-XII «Об основах службы в государственном аппарате» предусматривал возможность для госслужащих получать повышенную (по сравнению с обычной) пенсию. Согласно ему служащие госаппарата имели право на отставку в двух случаях:
1) при наличии общего трудового стажа для мужчин 25 лет, для женщин – 20 лет и при условии стажа работы в качестве служащего госаппарата не менее 15 лет;
2) при достижении 55-летнего возраста мужчинами и 50-летнего женщинами, наличии общего трудового стажа у мужчин 35 лет, у женщин – 30 лет и стажа работы в качестве служащего госаппарата не менее 8 лет.
При этом пенсия назначалась в размере 60% от средней зарплаты на момент выхода в отставку. После этого можно было работать по найму, получая пенсию и зарплату в полном размере. В случае поступления вновь на службу в госаппарат выплата пенсии в связи с отставкой приостанавливалась.
НАЧИНАЯ с 1995 г. эти нормы стали корректироваться. Сегодня в соответствии с Законом от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее – Закон № 204-З) основаниями для отставки госслужащего являются достижение общеустановленного пенсионного возраста при наличии стажа госслужбы не менее 20 лет (при этом не менее 2 лет работы на государственных должностях после 1.03.1994 г.) и стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН не менее 15 лет 6 месяцев.
Но продержаться на госслужбе не менее 20 лет при контрактной системе найма весьма непросто. Вот и вынуждены люди «приспосабливаться» в ущерб интересам службы. Не здесь ли надо искать истоки безынициативности, в которой часто обвиняют белорусских чиновников?
Пенсия за выслугу лет назначается в размере 40% заработной платы за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы на государственных должностях. Она увеличивается на 2% зарплаты за каждый полный год стажа госслужбы свыше 20 лет. При этом общая сумма пенсии не может превышать 50% зарплаты госслужащего.
Появились и другие ограничения. Размер зарплаты, из которой исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 3-кратного размера средней зарплаты в республике, применяемой в соответствии с пенсионным законодательством для перерасчета пенсий в связи с ростом средней зарплаты. Однако в период работы по трудовому договору (контракту) или занятия предпринимательской деятельностью выплата пенсии за выслугу лет приостанавливается.
Обратим также внимание, что согласно ст. 83 Закона от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» часть пенсии, исчисленная с учетом заработка свыше 130% средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, в период работы (службы) либо предпринимательской деятельности не выплачивается. Исключение составляет работа в сельском хозяйстве.
Но если кто-то заработал пенсию, то почему ее надо снижать в период работы?
Что касается привилегий для чиновников, то более правильным было бы просто определить им достойную оплату и одинаковые со всеми условия пенсионного обеспечения. И понятно, что новичок и опытный работник на одной должности не должны получать почти одинаково, как происходит сегодня (дифференциация зависит в основном от класса госслужащего).
И не стоит сравнивать зарплаты госслужащих и других категорий работающих, вспоминая о «всеобщем равенстве». В данном случае его не может быть, так как должны учитываться специфика работы, ее напряженность, уровень ответственности, квалификация и др. Напомним, что серьезные ограничения для госслужащих предусмотрены не только Законом № 204-З, Законом от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией», но и другими актами.
Кстати, в Грузии в свое время кардинально решили вопросы с коррупцией со стороны чиновников и полиции, установив им зарплату, намного превышающую среднюю по стране. Наши соотечественники, проживающие в Германии, уверяют, что немецкие полицейские взяток не берут – из-за опасения лишиться достойной зарплаты и пенсии.
ГОССЛУЖАЩИЕ по сравнению с советскими временами стали менее самостоятельными и более бесправными. Этому способствует контрактная система и другие ограничения, в т.ч. и то, что в Беларуси практически не действует общеправовой принцип «можно все, что не запрещено». Как правило, можно только то, что разрешено. Вот и появляются все новые нормативные предписания, которыми пытаются урегулировать все и вся, подавляя инициативу госслужащих (и не только их).
В итоге чиновники даже не рискуют самостоятельно посещать мероприятия, которые проводят предпринимательские союзы, крупные негосударственные корпорации. А ведь еще в начале 90-х, будучи начальником юридического управления Совмина, я присутствовал на подобных встречах и без опасений высказывал свою точку зрения – нужно было только уведомить руководителя аппарата правительства.
Когда читаешь нынешние нормативные акты, зачастую поражаешься количеству документов, согласований, разрешений, необходимых для занятия той либо иной деятельностью, решения тех либо иных вопросов. А это – простор для «творчества» и зачастую возможность для отказа и для коррупции в том числе (вспомним Райкина – «а у вас есть справка о том, что это ваша справка?»).
По роду нынешней работы мне приходится общаться с предпринимательскими союзами. Могу припомнить случай, когда в одном из исполкомов от индивидуальных предпринимателей требовали, чтобы они предоставляли справки о том, что это их паспорта!
На мой взгляд, не способствует развитию инициативы и самостоятельности госслужащих и неоправданно большое количество «надзирающих» органов, сотрудники которых при желании без труда найдут упущения в работе.
Я не могу согласиться с тем, что у нас слишком много чиновников в сравнении с другими странами. Тем более что их сейчас сокращают. Другое дело, чем они заняты и каков эффект от их работы. Вот здесь есть серьезные проблемы, потому что вместо решения конкретных вопросов они «отписываются» перед вышестоящим начальством и различными организациями.
Поэтому реформу госуправления нужно начинать с изменения всей системы управления (а она практически не изменилась со времен «развитого социализма»), функций госорганов и лишь затем начинать сокращение аппарата. Например, заметно уменьшить количество чиновников может включение в сферу экономических отношений саморегулируемых организаций, которые берут на себя часть функций по регулированию той либо иной деятельности и контролю за ней.
Это лишь некоторые проблемы нашей госслужбы, решение которых поможет повысить эффективность работы чиновников.
В печатной версии материал опубликован под названием "О бедном чиновнике замолвите слово"