Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Интеграция
28.10.2003 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Беларусь — Россия: "не газом единым"

Когда мы проходили самый тяжелый период в своем экономическом развитии, то отношения двух стран отличались тесным сотрудничеством и взаимодействием. Это как в жизни -- трудности сближают, а стоит ситуации улучшиться, возникают проблемы...

Когда мы проходили самый тяжелый период в своем экономическом развитии, то отношения двух стран отличались тесным сотрудничеством и взаимодействием. Это как в жизни -- трудности сближают, а стоит ситуации улучшиться, возникают проблемы. Так и произошло в белорусско-российских отношениях. Россия сейчас на подъеме, мы также отличаемся высокими темпами прироста важнейших показателей. Внешне все хорошо.
 
Однако внешняя сторона порою обманчива. Возникли новые проблемы, хотя они были в латентной форме и рано или поздно должны были проявиться. Это -- цены и тарифы на газ, движение капитала, конкурентность. Что же происходит в наших двусторонних отношениях, если посмотреть на результаты трех кварталов 2003 года?

Обе страны -- на траектории роста. Как ни обсуждай качество этого роста, его внутренние противоречия, но формально -- темпы высокие.

Поразительная картина -- почти полное совпадение. Исключением является инфляция, которая у нас гораздо выше. Это белорусская болезнь -- рост цен, хотя она уже и проходит, но медленно, затягиваясь во времени. ВВП и промышленность являются важнейшими диагностическими показателями для наших стран, что сложилось исторически, отражает специфику и самой экономики, и проводимой экономической политики. Страны мы пока индустриальные, но не "постиндустриальные". В этом наша схожесть, некая адекватность нынешнего экономического пейзажа.

Такая синхронность показателей скрывает в себе и качественные различия, рост которых уже сказывается на двусторонних отношениях. Частная экономика России, пока неэффективная, реализуется как специфическая форма субсидирования бизнеса за счет продажи на экспорт сырьевых товаров. Она имеет виды на будущее, хотя для этого требуется установление новых правил игры лидеров российского бизнеса и политической элиты, правительства. Но и такая экономическая среда стимулирует конкурентность как важнейшую характеристику рыночной системы.

Белорусская экономика пребывает как "вещь в себе", отличаясь высокой степенью административного контроля, слабой разворотливостью и отсутствием рынка капитала, что сказывается и на ее качественных показателях. Это так, вроде, и не стоит особо обсуждать, но важно понять, как меняются наши отношения уже в новых условиях.

Темпы прироста почти одинаковые, но что же происходит в движении товаров и услуг между нашими странами?

Во-первых, сказался ценовой шок на нефтяном рынке. Мы потребители и переработчики нефти, а Россия -- производитель. Благоприятные цены отразились на российском экспорте. За три квартала совокупный экспорт товаров (включая нефть и сырьевые товары) из России оценивается в 95,7 млрд.USD. Импортных же товаров было завезено на 52,4 млрд.USD. Образно говоря, чистый выигрыш страны составил 43,3 млрд.USD. Это серьезные деньги, что усиливает денежную единицу России. Не зря Китай стал использовать во внутренних расчетах уже и российский рубль, причем раньше, чем мы.

Во-вторых, что касается наших выигрышей и проигрышей, то за более дорогую нефть в этом году мы заплатили на 468 млн.USD, а купили нефти в физическом объеме всего на 12,5% больше. Полмиллиарда республика заплатила по причине внешнего ценового шока. Как бы пригодились эти деньги для внутренних инвестиций!

В-третьих, в торговле товарами с Россией у нас усиливается дисбаланс, причем не в нашу пользу. Экспортировали товаров на 3 млрд.USD, импортировали -- на 4,7 миллиарда, получаем "итого" -- 1,7 млрд.USD дефицита в торговле с Россией. Цифра почти "зашкальная" для всей транзитивной истории наших экономических отношений.

Если посмотреть на товарную структуру экспорта и импорта, то также обнаруживается специфический перекос, хотя ранее мы его и не прогнозировали. Это характерно для ряда (не всех) сопоставимых потоков продукции.

Расшифровка ситуации, "очищенная" от нефти и нефтепродуктов, следующая. Мы теряем качество в наших отношениях, завозим уже больше важнейших видов продукции, чем продаем аналогичных (сопоставимых) групп произведенных в нашей экономике товаров. Особая черта -- проигрыш по таким инвестиционным товарам, как двигатели внутреннего сгорания и машиностроительная продукция. Это пока наметившаяся тенденция, чувствительный сигнал со стороны российского рынка. Конечно, есть и положительные моменты: увеличился экспорт в Россию мяса, молочных продуктов, холодильников, тракторов, телевизоров, видеопроекторов, на треть выросли поставки сахара. Последнее, кстати, сигнал и для российского бизнеса.

Однако вернемся к главной цифре -- показателю чистого экспорта в Россию. Он к концу года достигнет отрицательного значения, близкого к 2 млрд.USD. Именно здесь и "зарыта" современная ситуация. Мы уверенно проигрываем наши позиции во взаимной торговле, превращаемся в пассивную сторону экономического сотрудничества. Что будет дальше, нетрудно представить.

Да, Россия -- наш главный экономический партнер. Однако который раз приходится повторять, что мы теряем качество нашего экспорта на российском рынке, несмотря на оптимистические реляции об успешных ярмарках, экспозициях, разовых продажах. Это происходит на первой по значимости экспортной площадке нашей страны. Хотя, впрочем, на всем экспортном рынке ситуация меняется довольно быстро, партнеры перемещаются по рейтингу значимости.

Кто же второй главный партнер на экспортных "полях" страны? Не угадаете. На второе место по "страновому" экспорту Беларуси вышла Великобритания. Она обогнала и Украину, и Польшу, и Латвию, которые из года в год находились в числе ведущих экспортных партнеров. Страна, никогда не бывшая среди стратегических экономических партнеров Беларуси. Это интересная примета развивающейся геоэкономики Европы, белорусского сегмента геоэкономических векторов. Заметим при этом, что мы уже продаем в Великобританию товаров на 611 млн.USD больше, чем покупаем. В чем секрет? Благодаря российской нефти, точнее, продуктов ее переработки. Вот вам и новая примета времени. Вопрос в том, как надолго? Своей нефти на такие суммы продавать мы никогда не сможем.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений