Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Исследования, рейтинги
31.01.2012 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

БАРОМЕТР ИННОВАЦИЙ: ПОБЕЖДАЮТ РИСКНУВШИЕ©

Согласно исследованию «Глобальный инновационный барометр 2012: Инновационный потенциал бизнеса в условиях неустойчивой глобальной экономики», представленному корпорацией General Electric, топ-менеджеры крупнейших компаний уверены в том, что инновации — основной двигатель экономического развития, конкурентоспособности и создания рабочих мест, а также выразили опасения о том, что изменчивая ситуация в экономической и политической сферах может снизить способность компаний к целенаправленному внедрению инновационных решений.

Согласно исследованию «Глобальный инновационный барометр 2012: Инновационный потенциал бизнеса в условиях неустойчивой глобальной экономики», представленному корпорацией General Electric, топ-менеджеры крупнейших компаний уверены в том, что инновации — основной двигатель экономического развития, конкурентоспособности и создания рабочих мест, а также выразили опасения о том, что изменчивая ситуация в экономической и политической сферах может снизить способность компаний к целенаправленному внедрению инновационных решений.

 

В исследовании приняло участие 2800 руководителей высшего звена крупнейших компаний 22 стран мира, которые непосредственно задействованы в инновационных процессах. Основные цели исследования — определение факторов, способствующих и мешающих внедрению инноваций и их восприятию.

 

Продолжительная нестабильность глобальной экономики оказала заметное влияние на способность компаний к нововведениям. 9 из 10 топ-менеджеров отмечают ухудшение ситуации с возможностью привлечения средств, а также более консервативный подход к принятию рисков. В частности, 88% опрошенных говорят о возросших сложностях в привлечении венчурного капитала, частных и государственных инвестиций, тогда как 77% отмечают снижение или переоценку готовности идти на риск. Большинство респондентов во Франции (89%), Великобритании (88%) и Германии (84%) указали на трудности к доступу капитала вследствие экономического кризиса.

 

По мнению Бета Комстока, первого вице-президента и руководителя департамента по маркетингу GE, эти результаты — естественное отражение текущей ситуации на мировом рынке. Нестабильность экономики проверяет на прочность жизнеспособность инновационного подхода компаний. Но такие выводы должны стать в какой-то степени призывом к действию для лидеров бизнеса, возможностью понять, где и в чем заключаются слабые места инновационных стратегий. Инновации — это хорошая возможность соответствовать требованиям современного мира. Они позволяют нам более эффективно использовать ресурсы, увеличивать объемы производства с меньшими затратами, поставлять лучшие технологии и находить наилучшие и наиболее актуальные решения для того, чтобы стимулировать экономический рост и улучшать качество жизни.

 

Руководители компаний, принявшие участие в опросе, отмечают, что сегодня взаимосвязь между конкурентоспособностью и внедрением инноваций как никогда очевидна. Соотнося результаты опроса с внешнеэкономическими данными, исследование демонстрирует, что темпы экономического роста в странах, где инновационная политика ориентирована на конкурентоспособность, выше, чем в странах, где вопросам конкурентоспособности придается меньшее значение. 92% руководителей отметили, что инновации — основная составляющая для увеличения конкурентоспособности национальной экономики, а 86% согласны с тем, что инновации — наиболее эффективный путь к созданию рабочих мест в их странах. Рынки, на которых бизнес существует в благоприятной для развития инноваций политической и социальной среде, показали более высокий темп роста ВВП (в среднем 5,19%), чем те рынки, где бизнес не получает достаточной поддержки или воспринимает политический курс как потенциальную угрозу (в среднем 2,32%). Топ-менеджеры компаний в Израиле, ОАЭ, Швеции и Сингапуре отметили наиболее высокую удовлетворенность инновационной средой, в то время как в Японии, России, Польше и Франции — наиболее низкий уровень удовлетворенности.

 

Опрос показал, что внутренние инвестиции компаний в инновации, от финансирования НИОКР и до разработки новых продуктов и бизнес-моделей, находятся под угрозой в тех странах, где деловое сообщество ощущает ухудшение и пассивность государственных программ в сфере развития инноваций. 71% менеджеров высшего звена подтвердили сокращение бюджетов в своих компаниях на НИОКР, отметив влияние неблагоприятных изменений во внешней политике или приоритетах распределения госбюджета в результате глобального финансового кризиса. В целом наименьший уровень удовлетворенности (42%) у опрошенных компаний вызывает эффективность государственных программ поддержки инноваций.

 

«Инвестирование в инновации, начиная с традиционных НИОКР до создания новых продуктов, рыночных и бизнес-моделей, — решающий фактор в развитии глобальной конкурентоспособности, — отмечает Бет Комсток. — Сокращение инвестиций сегодня отразится на экономическом и социальном развитии на годы вперед и может серьезно снизить конкурентоспособность компаний. Поэтому все должны вносить свой вклад в укрепление столь уязвимой инновационной экосистемы».

 

В современном мире компании выходят за рамки традиционной, закрытой модели инновационности. Новая система понятий и воззрений позволяет развивать сотрудничество между несколькими партнерами, использовать творческие ресурсы средних и малых предприятий и частных лиц, создавая решения, удовлетворяющие потребности локальных рынков. Бизнес-лидеры во всем мире считают, что самые значимые инновации в XXI веке будут нацелены не просто на получение прибыли, а на развитие общества и на то, чтобы отвечать общечеловеческим потребностям.

 

88% опрошенных руководителей согласились, что использование инноваций в XXI веке коренным образом изменится. 77% руководителей подтверждают, что сегодня масштаб инновационности малого и среднего бизнеса может быть сравним с крупными компаниями. 73% согласны, что в качестве движущей силы развития инноваций будет преобладать креативность людей, а не просто глубокие научные исследования.

 

Вместе с тем отмечается некоторое несоответствие между нынешней оценкой важности фактора партнерства и местом, которое он призван занимать в деятельности компаний в ближайшем будущем. Таким образом, возникает «парадокс партнерства»: 86% руководителей во всем мире считают, что партнерство — важный компонент новой модели инноваций, но лишь 21% считают его важнейшим приоритетом для успешного внедрения инноваций.

 

В исследовании отмечается, что инновации на глобальном уровне приобретают более открытую партнерскую форму, а на локальном они представляют собой совокупность возможностей и препятствий, которые должны реализовываться с учетом специфики рынка. Различается также восприятие сфер наиболее перспективного применения инноваций и распределение усилий их внедрению.

 

«Создание условий, необходимых для достижения хороших результатов в области инноваций, требует правильного сочетания внутренних и внешних факторов, которые могут быть с легкостью адаптированы, чтобы отвечать конкретному рынку и потребностям клиентов, — говорит Бет Комсток. — Не может не радовать тот факт, что исследование этого года показывает готовность компаний, заинтересованных в росте конкурентоспособности, принять и внедрить современный подход к инновациям, который поможет достичь хорошей прибыли и принесет желаемый результат».

 

Европейский бизнес наиболее пессимистично оценивает текущую экономическую ситуацию с точки зрения внедрения инноваций. Уровень восприятия инновационности в странах Европы (кроме Швеции) ниже среднего. Несмотря на такие настроения, мировыми лидерами в сфере инноваций признаются США, Германия, Великобритания, Франция, Швеция, Италия, Швейцария, Финляндия, Норвегия, Нидерланды.

 

Анастасия ГРИГОРЬЕВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений