Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Транспорт
26.05.2017 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Авария во время таможенного транзита

Как быть, если транспортное средство международной перевозки грузов, следуя по таможенной процедуре таможенного транзита, попадает в аварию (дорожно-транспортное происшествие)? Зачастую после этого невозможно выполнять дальнейшую перевозку грузов. От правильной последовательности действий водителя в такой ситуации зависят не только возобновление движения, но и соблюдение требований таможенного законодательства и, следовательно, избежание административной ответственности.

Аварией (дорожно-транспортным происшествием) мы будем считать любые события, которые произошли во время движения транспортных средств международной перевозки по процедуре таможенного транзита, вследствие которых возникло полное либо частичное повреждение груза. Случаи повреждения грузов при осуществлении коммерческих перевозок, даже если при этом само транспортное средство не пострадало, приравниваются к аварии.

Последовательность действий перевозчика при аварии регламентирована ст. 226 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) и ст. 193 Закона от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании» (далее – Закон № 129-З).

Рассмотрим алгоритм действий водителя при аварии (ДТП).

1. После аварии водитель должен предпринять все необходимые меры для обеспечения сохранности находящегося под таможенным контролем груза, в т.ч. исключающие возможности доступа к нему посторонних лиц.

Согласно ст. 52 Закона от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» автомобильный перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, т.е. за их утрату, недостачу, повреждение (порчу), происшедшие после принятия груза или багажа к автомобильной перевозке и до выдачи соответственно грузополучателю, пассажиру или уполномоченному лицу, если не докажет, что несохранность груза или багажа произошла вследствие обстоятельств, которые автомобильный перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из их цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

В рамках международного права материальная ответственность перевозчика вытекает из ст. 17 Кон­венции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ).

При необеспечении сохранности груза перевозчик будет привлечен таможенным органом к административной ответственности. Утрата товаров, находящихся под таможенным контролем, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин (ч. 2 ст. 14.2 КоАП).

Для обеспечения сохранности грузов перевозчику можно порекомендовать обратиться в районный Департамент охраны МВД, по месту совершения аварии и нахождения транспортного средства с грузом.

2. Водитель должен обратиться в близлежащий таможенный орган и сообщить об обстоятельствах и месте нахождения груза. В свою очередь таможенный орган должен указать перевозчику пункт таможенного оформления, в который необходимо доставить груз.

Товары и транспортное средство, перевозящее такие товары, доставляются в указанное таможенным органом место непосредственно перевозчиком, если такое транспортное средство может само перемещать товары, или иными лицами по поручению и за счет перевозчика с использованием иных транспортных средств, если транспортное средство, перевозящее товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, не может быть допущено к участию в транспортном движении в соответствии с законодательством.

Непринятие перевозчиком мер в случае аварии, действия непреодолимой силы или при иных обстоятельствах, препятствующих перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, выразившегося в неисполнении обязанности по сообщению в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и о месте нахождения товаров или по их перевозке (обеспечению перевозки) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 до 10 БВ (ст. 14.11 КоАП).

Следует обратить внимание, что согласно ст. 97 ТК ТС грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем, могут производиться в постоянных либо временных зонах таможенного контроля. Если перевозчик не может доставить транспортное средство с грузом в пункт таможенного оформления (постоянную зону таможенного контроля) на совершение грузовых операций, связанных с разгрузкой или перегрузкой, ему необходимо получить разрешение от таможенного органа по месту совершения аварии. В данном случае это возможно при условии создания временной зоны таможенного контроля.

Временная зона таможенного контроля создается по решению начальника таможенного органа в соответствии с нормами Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля и правовом режиме зон таможенного контроля, утв. постановлением Совмина от 24.05.2007 № 674.

Самостоятельное принятие перевозчиком решения о разгрузке, перегрузке груза без разрешения таможенного органа может повлечь за собой административную ответственность. Исключение может составлять наличие реальной угрозы утраты или существенной порчи товаров (п. 3 ст. 193 Закона № 129-З). В этом случае перевозчику придется обосновать таможенному органу, что его действия были обусловлены необходимостью обеспечения сохранности товаров, в т.ч. и транспортного средства.

Разгрузка, перегрузка (перевалка) и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, замена транспортного средства международной перевозки, перевозящего такие товары, без разрешения таможенного органа либо без предварительного уведомления таможенного органа, если такое разрешение либо предварительное уведомление обязательны, влекут предупреждение или штраф в размере от 1 до 10 БВ (ст. 14.12 КоАП).

3. Нужно получить документы (сведения), отражающие факт аварии. Таможенный орган, в который обратился перевозчик по факту аварии, препятствующей перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, должен составить акт по форме согласно приложению к постановлению ГТК от 26.06.2014 № 38 «Об особенности таможенного тран­зита иностранных товаров, о форме акта об аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, препятствующих перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, и порядке его составления».

Акт об аварии составляется в 3-х экземплярах не позд­нее одного рабочего дня, следующего за днем обращения перевозчика. Один из экземпляров акта передается перевозчику.

Если международная перевозка груза осуществлялась с использованием книжки МДП, должностным лицом таможенного органа должны быть заполнены следующие графы:

– зеленого (отрывного) листа – графа 27 «оговорки при оформлении» (нарушены средства идентификации товаров, повреждены грузовые отделения транспортных средств). При этом в графе проставляется буква «R», после которой следуют описанные оговорки;

– в неотрывном корешке № 2 зеленого цвета – в графе 5 «оговорки при оформлении», аналогичные сведениям, указанным в графе 27 зеленого «отрывного» листа книжки МДП.

В неотрывном листке № 1/№ 2 (желтого цвета) книжки МДП в протоколе о дорожно-транспортных происшествиях должностным лицом таможенного органа, в регионе деятельности которого произошло дорожно-транспортное происшествия, заносятся сведения в соответствии с подп. 12.7 п. 12 Инструкции о порядке заполнения и изъятия книжки МДП при перемещении через территорию Республики Беларусь товаров в соответствии с таможенной Конвенцией ООН о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 г., утв. постановлением ГТК от 31.10.2012 № 33.

Вышеперечисленные документы (отметки) таможенных органов, подтверждающие факт аварии, являются свидетельствами обстоятельств, препятствующих перевозке товаров по процедуре таможенного транзита.

При невозможности дальнейшего перемещения товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита такая процедура подлежит завершению в порядке, установленном таможенным законодательством ТС.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, прекращается у перевозчика в случаях, установленных п. 2 ст. 80 ТК ТС (п. 2 ст. 227 ТК ТС). Один из них – уничтожение (безвозвратная утрата) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений