$

2.4826 руб.

2.9240 руб.

Р (100)

3.4226 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Торговля

Антиконкурентные соглашения на белорусском рынке

04.06.2021
Антиконкурентные соглашения на белорусском рынке
фото: ont.by

Международная юридическая компания GRATA International провела конференцию, посвященную вопросам применения антимонопольного законодательства в странах региона. Правоприменительную практику по различным аспектам антиконкурентных соглашений в Беларуси проанализировала младший юрист компании Полина Сачава.

За январь-апрель текущего года МАРТ рассмотрело 3 дела в рамках пресечения антиконкурентных соглашений и согласованных действий. Для сравнения: за весь 2020 год было рассмотрено 3 дела, в 2019 г. – 8 дел.

При заключении любого хозяйственного договора вне зависимости от сферы деятельности субъектов необходимо учитывать требования антимонопольного законодательства, которое имеет экстерриториальный характер, т.е. действует в отношении соглашений, заключенных на территории любых государств, и они могут стать предметом расследования антимонопольного органа, если допущено ограничение конкуренции на товарном рынке Беларуси.

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующих субъектов в антиконкурентных соглашениях суд или МАРТ должны установить сам факт их наличия. Под соглашением в данном случае следует понимать договоренность в письменной, электронной или устной форме.

 

Справочно: антиконкурентные соглашения бывают трех видов: картели, вертикальные соглашения и иные, приводящие к ограничению конкуренции.

 

Сигнал из ДФР

Картели заключаются между организациями, осуществляющими производство, продажу либо приобретение товаров на одном товарном рынке. Обязательным условием признания существования картеля является наличие возможности или реальных последствий в виде установления и поддержания повышения или снижения цен и тарифов, раздел товарного рынка по территориальному принципу, видам или объему сделок, по ассортименту товаров, сокращение либо прекращение производства товаров и отказ от заключения договоров с определенными продавцами или потребителями.

Из сказанного следует вывод: для проверяющих важен сам факт заключения соглашений. Для квалификации правонарушений в качестве картелей не нужно отдельно устанавливать, как именно заключение соглашения отразилось на состоянии конкуренции.

МАРТ удалось доказать картельный сговор, участниками которого стали 15 компаний. Это закреплено в решении комиссии ведомства по установлению факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства от 13.04.2021 № 338/16-2021 в отношении ЗАО «Август-Бел» (производитель средств защиты растений).

В течение 2020 г. члены картеля поддерживали цены на торгах на поставку данных средств. Кроме этого, констатировали в МАРТ, был установлен раздел товарного рынка со стороны всех участников по кругу потребителей. Участники договаривались, кто должен стать победителем в процедурах закупок, при этом были определены и ценовые пороги, ниже которых нельзя было опускаться при торгах.

Специалисты МАРТ установили, что дважды в год проводились совещания с дилерами, на которых доводились планы по продажам и определенные условия, по которым они должны были работать, в т.ч. при появлении на рынке конкурентов.

Письменное соглашение не фиксировалось, эта информация доводилась в т.ч. устно. В 2017 г. компания уже привлекалась к ответственности за подобное нарушение, однако тогда был зафиксирован факт наличия письменного соглашения.

В 2021 г. в связи с тем, что материалы в МАРТ поступили из Департамента финансовых расследований КГК, в качестве доказательств среди прочего использовались записи телефонных переговоров, осмотр документов и электронная переписка.

 

Попались на «штрафных» санкциях

Следующий вид согласованных действий на рынке – вертикальное соглашение, т.е. договоренность между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар или намеревается это сделать, а другой представляет изделие или является его потенциальным продавцом.

Наличие вертикального соглашения признается в процессе анализа заключенного договора поставки, дистрибьюторского или дилерского договора. Соглашения должны удовлетворять ряду условий. Первое – действия приводят либо могут привести к установлению цены перепродажи товара. Второе – закреплено требование не продавать товары конкурентов.

Важно отметить, что вертикальные соглашения допускаются, если они являются лицензионными (по схеме франчайзинга) либо если доля хозяйствующего субъекта, являющегося его участником, на конкретном товарном рынке не превышает 20%.

МАРТ установило факт наличия вертикального соглашения (решение Комиссии от 01.04.2021 № 334/12-2021 в отношении СООО «Хенкель Баутехник», ООО «АртКерамика-Бел» и других организаций). В соглашении участвовали производитель строительной химии, субъекты оптовой и розничной торговли. Суть спора заключалась в том, что компания, имеющая как стационарные торговые объекты, так и интернет-магазины, организовывала день скидок на определенные товары.

В конце 2017 г. в МАРТ начали поступать заявления о том, что от некоторых поставщиков и производителей строительной продукции стали приходить различные письма, проекты соглашений, а также предложения в устной форме о необходимости соблюдения при реализации товаров рекомендованных розничных и оптовых цен, равнодоходных цен, минимальных цен, установленных поставщиком (производителем) того или иного товара.

МАРТ удалось выяснить, что у СООО «Хенкель Баутехник» было соглашение с субъектами торговли о рекомендованных розничных ценах для дилеров как приложение к генеральному договору поставки. Содержание документа доводилось до сведения контрагентов, однако оно никем из них не подписывалось. При этом одна из компаний предлагала контрагентам внести изменения в договор поставки с тем, чтобы указать в нем в качестве мер ответственности за несоблюдение рекомендованных цен увеличение сроков поставки и снижение размеров действующих скидок.

***

Обязательным условием для признания иных соглашений приводящими к ограничению конкуренции является установление возможности ограничения либо устранения конкуренции. Субъектами при этом могут являться любые лица, не обязательно конкурирующие между собой.

В качестве таковых могут рассматриваться договоры о совместной деятельности. Например, договоры между страховыми организациями, договоры, в которых потребителю навязываются продавцы, предлагающие невыгодные для него либо не относящиеся к предмету договора условия, устанавливающие различные цены и тарифы на один и тот же товар либо содержащие ограничения для доступа на товарный рынок или требования об уходе с него.

Автор публикации: Подготовил Алексей АЛЕКСАНДРОВ


***
Менеджмент: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное