Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Недвижимость. Аренда
25.09.2017 21 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Адресные субсидии в жилищном строительстве: — кому, сколько и на каких условиях

Указом Президента Республики Беларусь от 4.07.2017 № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений» (далее – Указ № 240) введены новые формы государственной поддержки – субсидии на уплату части процентов за пользование нельготными кредитами, предоставляемыми на строительство (реконструкцию) жилых помещений на условиях, определяемых банками, и субсидии на погашение основного долга по этим кредитам.

Причем одним категориям граждан, определенным в Указе № 240, одновременно предоставляются субсидии на погашение основного долга по нельготным кредитам и субсидии на уплату части процентов за пользование такими кредитами, другим – только субсидии на уплату части процентов.

Напомним, что в развитие Указа № 240, вступившего в силу 06.08.2017 г., принято постановление Совмина от 4.08.2017 № 582, которым утвержден порядок предоставления адресных субсидий.

Чем вызвано принятие Указа № 240 при наличии уже действующей системы льготного кредитования и одноразовых субсидий при строительстве жилья? Не получится ли так, что одни и те же лица смогут претендовать и на «старые» льготы, и на новые?

Действительно, созданная ранее система господдержки граждан при строительстве (реконструкции) жилья в виде льготных кредитов и одноразовых субсидий в целом сохраняется. Кроме того, Указом № 240 дополнительно введен новый механизм – субсидии на погашение нельготных кредитов. То есть обе системы господдержки работают параллельно.

Однако рассчитывать на двойные льготы одна и та же семья не может. Указом № 240 предусмотрено (подп. 1.6 п. 1), что граждане, имеющие право на получение субсидии на уплату части процентов, а также граждане, имеющие право на получение субсидии на уплату части процентов плюс субсидии на погашение основного долга по кредиту, могут воспользоваться по своему выбору либо новыми субсидиями, введенными Указом № 240, либо государственной поддержкой в соответствии с Указом  Президента от 6.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее – Указ № 13).
 

Напомним, что последняя включает льготные кредиты и (или) одноразовые субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья.

Ожидается, что Указ № 240 будет стимулировать увеличение спроса на нельготные кредиты – это поможет расширить объемы кредитования жилищного строительства. 

Кто может рассчитывать на получение новых субсидий?

Согласно подп. 1.2 п. 1 Указа № 240 право на получение субсидии на уплату части процентов за пользование нельготными кредитами имеют состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (за исключением принятых на такой учет по месту работы  по дополнительным основаниям, предусмотренным организациями в коллективных договорах):

– граждане, имеющие право на получение льготных кредитов в соответствии с подп. 1.1 (абз. 2–17 ч. 1) п. 1 Указа № 13. 

К ним относятся в том числе военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета госконтроля; граждане, имеющие в соответствии с законодательными актами право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования госжилфонда; проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания; малообеспеченные граждане из числа многодетных семей и др. С полным перечнем таких лиц можно ознакомиться в подп. 1.1 (абз. 2–17 ч. 1) п. 1 Указа № 13.

– прокурорские работники, граждане из числа прокурорских работников, уволенных со службы в органах прокуратуры по возрасту, состоянию здоровья, в связи с сокращением численности или штата работников (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий), имеющие не менее 5 календарных лет выслуги на службе в органах прокуратуры;

– малообеспеченные граждане, осуществляющие строительство (реконструкцию) жилых помещений в населенных пунктах на территории юго-восточного региона Могилевской области (территории Кричевского, Климовичского, Краснопольского, Костюковичского, Славгородского, Чериковского и Хотимского районов).

В соответствии с подп. 1.3 п. 1 Указа № 240 внеочередное право на получение субсидии на уплату части процентов за пользование нельготными кредитами предоставлено:

– гражданам, перечисленным в абз. 4, 5, 7–12 ч. 1 подп. 1.1 п. 1 Указа № 13;

– гражданам, уволенным с военной службы, службы в Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах внутренних дел, органах финансовых расследований Комитета госконтроля, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям (далее – военная служба), службы в органах прокуратуры по возрасту, состоянию здоровья, в связи с сокращением численности или штата работников (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий), в т.ч. реализовавшим свое право на постановку на квартирный учет по месту жительства в течение 6 месяцев со дня увольнения с военной службы, службы в органах прокуратуры;

– детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отдельным категориям граждан предоставлено право на получение субсидии на погашение основного долга по кредитам совместно с получением субсидии на уплату части процентов за пользование кредитами (подп. 1.4 п. 1 Указа № 240). К ним отнесены:

– многодетные семьи, имеющие троих и более несовершеннолетних детей;

– молодые семьи из числа лиц, перечисленных в абз. 2, 3, 5, 8–16 ч. 1 подп. 1.1 п. 1 Указа № 13, абзацах 3 и 4 подп. 1.2  п.1 Указа № 240, относящиеся к малообеспеченным гражданам на дату подачи заявления о предоставлении субсидии на уплату части процентов (заявления о включении в списки на получение субсидии на уплату части процентов в случае утверждения указанных списков в соответствии с ч. 2 подп. 1.14  п. 1 Указа № 240), – при рождении (усыновлении, удочерении) первого и (или) второго ребенка после принятия решения о предоставлении субсидии на уплату части процентов;

– дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений социального пользования государственного жилфонда, предоставленных им в соответствии с законодательными актами как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – в течение срока действия заключенного с ними срочного договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилфонда.

В каком порядке предоставляются субсидии на погашение нельготных кредитов?

Предоставление субсидий на уплату части процентов и субсидий на погашение основного долга по кредиту осуществляется в порядке, установленном постановлением Совмина от 4.08.2017 № 582 «Об утверждении Положения о порядке предоставления гражданам субсидии на уплату части процентов за пользование кредитом и субсидии на погашение основного долга по кредиту» – с учетом условий, определенных Указом № 13, и особенностей, установленных Указом № 240.

Установлено (ч. 2 подп. 1.7 и ч. 1 подп. 1.14 п. 1), что предоставление субсидий осуществляется с соблюдением очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также принципа одноразовости получения господдержки с учетом положений, предусмотренных в ч.ч. 3–5 подп. 1.7 п. 1 Указа № 240.

Решения о предоставлении субсидий принимаются районными, городскими исполнительными и распорядительными органами, местными администрациями в порядке, предусмотренном подп. 1.14 п.1 Указа № 240, и с учетом положений, содержащихся в ч.ч. 4 и 5 подп. 1.9 п. 1 Указа № 13.

В частности, решения о предоставлении субсидий гражданам (за исключением граждан, состоящих на квартирном учете по месту военной службы (службы, работы) в государственных органах и организациях, имеющих право на утверждение списков) принимаются районными, городскими исполнительными и распорядительными органами, местными администрациями с учетом даты постановки на квартирный учет, определяемой решениями районных, городских исполнительных и распорядительных органов. Решения о предоставлении субсидии на уплату части процентов (субсидий) гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы), а также по месту военной службы (службы, работы) в государственных органах и организациях принимаются районными, городскими исполнительными и распорядительными органами, местными администрациями по месту нахождения соответствующих государственных органов (организаций), в которых они состоят на таком учете.

    Субсидия на уплату части процентов за пользование кредитами предоставляется гражданам начиная  со следующего месяца после выдачи банком кредита (его части) ежемесячно в течение всего срока погашения кредита, установленного кредитным договором. Субсидия, подлежащая ежемесячному перечислению на уплату части процентов, определяется исходя из ее размеров, установленных в подп. 1.8 п. 1 Указа № 240, ставки рефинансирования Национального банка, установленной в периоде, за который начисляется субсидия, и остатка задолженности по кредиту.

    Субсидия на погашение основного долга по кредиту предоставляется гражданам начиная с месяца начала  погашения основного долга по кредиту ежемесячно в течение установленного кредитным договором всего срока его погашения.

    Необходимо также отметить, что согласно ч. 1 подп. 1.7 п. 1 Указа № 240 субсидии предоставляются гражданам в установленном порядке только при строительстве жилых помещений в экономичных многоквартирных и блокированных жилых домах типовых потребительских качеств (перечень проектов (серий) которых утверждается Минстройархитектуры),  в многоквартирных и блокированных жилых домах иных проектов (серий), проектная документация на строительство которых утверждена в установленном порядке до 1.06.2013 г., а также при строительстве (реконструкции) одноквартирных жилых домов и реконструкции жилых помещений.

От чего зависит размер предоставляемых субсидий?

Согласно подп. 1.8 п. 1 Указа № 240 размеры предоставляемых субсидий на уплату части процентов за пользование кредитами определены по соответствующим категориям граждан.

Так, многодетным семьям, имеющим троих несовершеннолетних детей на дату подачи заявления о предоставлении субсидий (заявления о включении в списки на получение субсидий в случае утверждения указанных списков в соответствии с ч. 2 подп. 1.14  п. 1 Указа № 240), субсидия предоставляется в размере ставки рефинансирования Национального банка, увеличенной на 2 п.п., но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором.

Многодетным семьям, имеющим четверых и более несовершеннолетних детей на дату подачи заявления о предоставлении субсидий, субсидия предоставляется  в размере ставки рефинансирования Национального банка, увеличенной на 3 п.п., но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором.

Многодетным семьям, имеющим не менее троих детей в возрасте до 23 лет, перечисленных в абз. 3 п. 3 Указа № 240, на дату подачи заявления о предоставлении субсидии на уплату части процентов, а также гражданам, перечисленным в абз. 4 и 5 подп. 1.4 п. 1 Указа № 240, субсидия предоставляется  в размере ставки рефинансирования Национального банка, увеличенной на 2 проц. пункта, но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором.

Иным гражданам, перечисленным в подп. 1.2  п. 1 Указа № 240,  субсидия предоставляется  в размере ставки рефинансирования Национального банка, уменьшенной на 2 п.п., но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором.

По подп. 1.10 п. 1 Указа № 240 многодетным семьям субсидия на погашение основного долга по кредиту предоставляется в соответствии с количеством несовершеннолетних детей в семье на дату подачи заявления о предоставлении субсидий (заявления о включении в списки на получение субсидий в случае утверждения указанных списков в соответствии с ч. 2 подп. 1.14  п. 1 Указа № 240) в следующих размерах:

при наличии троих несовершеннолетних детей – в размере 95% от суммы основного долга по кредиту;

при наличии четверых и более несовершеннолетних детей – в размере 100% от суммы основного долга по кредиту.

Молодым семьям, указанным в абз. 3 подп. 1.4  п. 1 Указа № 240, субсидия на погашение основного долга предоставляется в следующих размерах:

– при рождении (усыновлении, удочерении) первого ребенка – в размере 10% от суммы основного долга по кредиту;

– при рождении (усыновлении, удочерении) второго ребенка – в размере 20% от суммы основного долга.

Гражданам, перечисленным в абз. 4 и 5 подп. 1.4 п. 1 Указа № 240, предоставляется субсидия на погашение основного долга в размере 35% от суммы основного долга по кредиту.

При  расчете размера предоставляемых субсидий учитывается и максимальная нормируемая стоимость строящегося (реконструируемого)  жилого помещения. Эта стоимость определяется по нормируемым размерам общей площади жилого помещения, устанавливаемым в порядке, предусмотренном в ч.ч. 1–6 подп. 1.6 п. 1 Указа № 13, с учетом нормативов общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения, установленных в подп. 1.5 п. 1 Указа № 13, и по стоимости 1 м2 общей площади, но не превышающей предельный норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определяемый Совмином, и не должна превышать 90%  (для многодетных семей – 100%) принимаемой в расчет стоимости строительства (реконструкции) нормируемых размеров общей площади жилого помещения.

При строительстве жилых помещений в сельских населенных пунктах гражданами, постоянно там проживающими и работающими, а также при строительстве многодетными семьями жилья в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, населенных пунктах на территории юго-восточного региона Могилевской области и городах-спутниках максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидий определяется с учетом стоимости возведения предусмотренных проектной документацией хозяйственных построек в размере до 20% максимальной нормируемой стоимости жилого помещения, рассчитанной в соответствии с ч. 1 подп. 1.13 п. 1 Указа № 240.

Какие еще важные особенности при предоставлении субсидий определены Указом № 240?

По подп. 1.17 п. 1 Указа № 240 на строящееся (реконструируемое), а также построенное (реконструированное) с использованием субсидий жилье, распространяются ограничения по распоряжению им, предусмотренные Указом № 13 (подп. 1.16, 1.1 –1.20 п. 1).

Указанные жилые помещения, также как и построенные или строящиеся (реконструируемые, приобретаемые) с привлечением льготного кредита, будут находиться в залоге (ипотеке) у банка, выдавшего нельготный кредит. При этом право залога возникает у банка с момента заключения соответствующего кредитного договора и прекращается в случае прекращения кредитного обязательства, гибели заложенного жилого помещения или обращения на него взыскания залогодержателем в порядке, установленном законодательством.

Продажа таких жилых помещений до полного погашения кредита не допускается. А в течение 5 лет со дня досрочного погашения этого кредита, но не более периода, оставшегося до наступления срока его полного погашения, установленного кредитным договором, может осуществляться соответствующему районному, городскому исполнительному и распорядительному органу, местной администрации в порядке, установленном законодательством.

Предоставление жилых помещений (их частей) по договору найма жилого помещения частного жилфонда или по договору аренды до полного погашения кредита не допускается, а в исключительных случаях (переезд в другую местность, расторжение брака, смерть собственника жилья или члена его семьи, материальное положение и иных) осуществляется с разрешения соответствующего районного, городского исполнительного и распорядительного органа, местной администрации без согласия залогодержателей.

Напомним, что с вступлением в силу Указа № 240 утратил силу Указ Президента от  22.11.2007 № 585 «О предоставлении молодым и многодетным семьям финансовой поддержки государства» (далее – Указ № 585). В связи с этим с 06.08.2017 г. финансовая поддержка, предусмотренная Указом № 585 для молодых и многодетных семей, заменяется субсидиями, которые будут в установленном порядке предоставляться не после ввода дома в эксплуатацию, а в процессе его строительства, начиная со следующего месяца после выдачи банком кредита.

Вместе с тем, п. 13 Указа № 240 (в редакции Указа от 2.08.2017 № 274) предусмотрено, что подача и рассмотрение заявлений о предоставлении финансовой поддержки в соответствии с Указом № 585 в погашении задолженности по кредитам, предоставленным по заключенным до вступления в силу п. 13 Указа № 240 кредитным договорам, принятие по таким заявлениям решений и их исполнение осуществляются в соответствии с ранее действовавшим законодательством.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений