Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №34 (2531) от 13.05.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5008
EUR:
2.6004
RUB:
3.9507
Золото:
149.11
Серебро:
1.7
Платина:
78.14
Палладий:
157.43
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Административную нагрузку на бизнес обещают сократить

Специалисты Минэкономики рассказали о первых результатах по реализации Указа от 25.06.2021 № 240 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования», призванного активизировать процесс реформирования порядка взаимодействия бизнеса и государства.

В госструктуре считают, что принятый Указ позволит снизить избыточные регуляторные требования к бизнесу, упростит взаимодействие бизнеса и государства, снизит временные и материальные затраты на осуществление процедур за счет оптимизации и цифровой трансформации процессов взаимодействия органов власти между собой и потребителями услуг.

Порядок осуществления – на карандаш

На первом этапе реализации Указа специалистами Минэкономики, представителями других госорганов, депутатами, сенаторами и экспертами была развернута большая работа по инвентаризации всех существующих административных процедур. Ее результатом стала разработка единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, который был утвержден постановлением Совмина от 24.09.2021 № 548. Помимо разработки единого перечня у каждой административной процедуры появился орган-регулятор, которому поручена разработка регламента данной процедуры, а также ее дальнейшее совершенствование. Всего в единый перечень попали свыше 370 процедур, которые охватывают более 25 сфер общественных отношений. Данный перечень стал своеобразной отправной точкой для дальнейшей оптимизации регламентов и их перевода «в цифру».

Как пояснила Инга Горбунцова, начальник управления совершенствования деловой среды Департамента по предпринимательству Минэкономики, анализ, проведенный по выработанной министерством методике, строился на декомпозиции каждой административной процедуры на отдельные бизнес-процессы. Это помогло оценить целесообразность предоставления тех или иных документов, обоснованность сроков осуществления административной процедуры, цель ее осуществления. В результате после изучения процедур Минэкономики по согласованию с другими госорганами посчитало возможным внести предложение о сокращении более 180 процедур единого перечня. Как сообщила специалист, данное решение в настоящее время проходит необходимые согласования, а значит, единый перечень административных процедур может вступить в силу 27 марта 2022 г. уже в сокращенном виде.

Еще одно направление – оптимизация или упрощение административных процедур, т.е. сокращение сроков их осуществления, и перечня документов, который должен предоставляться заинтересованными лицами. Минэкономики выделило более 100 процедур, по которым будут пересмотрены сроки в сторону их уменьшения либо сокращения перечня предоставляемых документов.

Для более 30 процедур будет изменено регулирование. Причем это связано не только с реализацией Указа, но и с изменением общественных отношений, регулируемых данными регламентами.

Таким образом, только в отношении менее чем 100 административных процедур, попавших в единый перечень, изменения, направленные на их сокращение или оптимизацию, признаны необоснованными или преждевременными. Однако специалисты Минэкономики считают, что и эти процедуры могут быть пересмотрены, но это требует более глубокого анализа и серьезной законодательной работы.

Виртуальный советник

Еще одним инструментом на пути упрощения взаимодействия бизнеса и государства, по мнению регулятора, можно назвать реестр административных процедур как единый источник получения оперативной и достоверной информации о наличии тех или иных требований к предпринимательской деятельности и получения исчерпывающей юридической информации, необходимой для принятия деловых решений.

В данном реестре планируется раскрывать информацию как о самой административной процедуре, так и ее стоимости, перечне предоставляемых документов, сроках ее осуществления и действия документов, полученных в результате исполнения регламента, а также места, куда предприниматель может обратиться за его осуществлением (адреса уполномоченных органов, режимы их работы, контакты, реквизиты для их оплаты).

Своеобразной «фишкой» реестра будет наличие виртуального советника, который, задавая предпринимателю ключевые вопросы, по шагам приведет его к решению стоящей перед ним задачи наиболее безопасным юридическим способом. В основе действий советника лежат наиболее распространенные ситуации, с которыми предприниматели сталкиваются при осуществлении своей деятельности, например ситуация получения паспорта на наружную рекламу. Специалисты Минэкономики ожидают, что реестр поможет предпринимателям сократить как временные затраты на поиск необходимой и достоверной информации, так и финансовые. Сервис уже доступен всем желающим, протестировать его можно по ссылке rap.gov.by.

Единое окно переходит «в цифру»

Существенную роль в упрощении порядка взаимодействия бизнеса и государства призваны сыграть информационные технологии, которые со временем должны окончательно вытеснить непосредственное обращение заявителя в исполнительный орган.

Как отметил первый заместитель директора РУП «Национальный центр электронных услуг» Сергей Руднев, следует понимать, что справки, которые выдаются гражданам госорганами, нужны не самим гражданам, а другим госорганам для совершения неких действий в отношении определенного бизнеса или гражданина. Поэтому всем госучреждениям необходимо принять за догму – если есть информация в электронном виде в информационном ресурсе, справки нужно убрать и использовать в рамках цифровизации исключительно ту информацию, которая содержится в информационном ресурсе. Таким образом, с одной стороны, сокращается число административных процедур, а с другой – исключается влияние человеческого фактора.

Как и прежде, организация удаленного взаимодействия бизнеса с государственными органами будет осуществляться через единый портал финансовых услуг, а основным инструментом для заказа тех или иных действий выступит личный кабинет. В то же время специалисты подчеркивают, что говорить о прежнем личном кабинете не совсем правильно, поскольку в 2022 г. в постоянную эксплуатацию планируется ввести новый портал электронных услуг. Основное новшество – наличие личного кабинета для юридических лиц, посредством которого будет осуществляться заказ административных услуг вместо традиционного визита в госорган, будь то регистрация бизнеса или регламенты, связанные с его ведением. Предполагается, что разработка «единого цифрового окна» – так называемых супер-сервисов и дальше будет основополагающим принципом в разработке платформ для удаленного взаимодействия гражданина и государства. Так, Сергей Руднев поделился планами о разработке совместно с Минюстом сервиса «Рождение ребенка», призванного объединить соответствующие административные процедуры таким образом, чтобы гражданин мог получить все необходимые документы для выплаты пособия с помощью данного суперсервиса.

***

В РБ инициировано действительно системное и последовательное сокращение административной нагрузки на бизнес, которое начато с систематизации административных процедур и продолжается в виде их анализа на предмет сокращения или оптимизации. Серьезную ставку в процессе дальнейшего усовершенствования взаимодействия бизнеса и государства планируется сделать на цифровизацию и устранение избыточных требований, отдавая предпочтение такому уровню отношений, при котором регулирующая роль государства должна быть незаметна. Звучит как сказка, но, быть может, на этот раз все получится и жизнь предпринимателей станет немного проще.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by