Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2754
EUR:
3.4819
RUB:
3.4846
Золото:
246.86
Серебро:
2.99
Платина:
102.46
Палладий:
108.04
Назад
Контроль
08.01.2021 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Административная ответственность: чем грозят правонарушения в области строительной деятельности

Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС

Строительная деятельность характеризуется повышенными рисками. Работающие в этой сфере субъекты хозяйствования часто привлекаются к ответственности, в т.ч. административной. Наиболее распространенными причинами нарушений являются недостаточный опыт работы как заказчика, так и подрядчика, неправильное планирование строительной деятельности, медленное реагирование на меняющееся законодательство, сбои в финансировании, недоработки проектной документации. 

Субъекты хозяйствования и их должностные лица часто не учитывают негативные последствия своих действий, нарушающих законодательство.

К примеру, отступление от утвержденного архитектурного проекта, допущенное при разработке строительного проекта без согласования с разработчиками архитектурного проекта и утвердившим его органом, грозит штрафом от 8 до 20 базовых величин (БВ) (статья 21.1. КоАП).

А самовольное внесение изменений в утвержденный строительный проект или отступление от него без согласования с разработчиками проекта и органами, утвердившими проектную документацию, грозит штрафом от 4 до 20 БВ, индивидуальным предпринимателям до 50 БВ, а юридическим лицам – до 200 БВ (ст. 21.2. КоАП). 

 

Справочно: 1 базовая величина с 01.01.2021 равна 29 руб.

 

Наверное, самым опасным правонарушением (с учетом полагающихся штрафов) следует считать самовольное строительство.

В Гражданском Кодексе Республики Беларусь под самовольным строительством понимается деятельность лица по созданию или изменению недвижимого имущества путем строительства, реконструкции  (пристройки, надстройки, перестройки) капитального строения (здания, сооружения), если эта деятельность осуществлена с нарушением земельного законодательства (проведение аукционов, отсутствие предварительного согласования места размещения земельного участка и др.), а так же деятельность без получения необходимых разрешений на строительство, либо без проектной документации (в случаях когда она обязательна), либо с существенными нарушениями градостроительных норм и правил (п. 1 ст. 223 ГК).

Самовольное строительство (ст. 21.12. КоАП) влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ, на индивидуального предпринимателя – от 20 до 100 БВ, на юридическое лицо – 500 БВ.  

Административная ответственность наступает также за нарушение технических нормативных правовых актов в области строительной деятельности (ст. 21.3. КоАП) от 4 до 20 БВ, на индивидуального предпринимателя – от 10 до 40 БВ, а на юридическое лицо – 20 до 50 БВ.

Нарушение требований проектной документации при проведении строительно-монтажных работ (ст. 21.4. КоАП) от 10 до 30 БВ, на индивидуального предпринимателя – от 20 до 70 БВ, а на юридическое лицо – от 20 до 200 БВ.

Довольно частые нарушения – эксплуатация или передача в эксплуатацию объекта строительства (очереди строительства, пускового комплекса) без его приемки в установленном порядке либо с нарушением такого порядка приемки в эксплуатацию. Они влекут наложение штрафа в размере от 2 до 10 БВ, на индивидуального предпринимателя – до 50 БВ, а на юридическое лицо - до 200 БВ (п.3 ст.21.6. КоАП).

Еще одним весомым и очень существенным в материальном выражении нарушением является нарушение законодательства в сфере строительства по ст. 21.19. КоАП. Эта статья предусматривает наложение штрафа в размере до 50 БВ, а на юридическое лицо от 20 до 300 БВ за строительство без наличия проектно-сметной документации, разработанной в установленном порядке (при необходимости ее разработки), либо по проектно-сметной документации, не прошедшей обязательную государственную экспертизу, либо по проектно-сметной документации, не утвержденной в установленном порядке.

Нарушения в строительной деятельности не ограничиваются вышеперечисленными видами, в частности, госстройнадзором выявляется большое количество правонарушений в области содержания строительной площадки, обеспечения техники безопасности, нарушения в ведении технического и авторского надзора и другие.  

 

На кого возложен контроль и надзор за соблюдением требований законодательства?

Составлять протоколы об административных правонарушениях имеют право органы Госстройнадзора при реализации своих полномочий по контролю и надзору за строительством.

В соответствии с Положением об органах Госстройнадзора, утв. постановлением Совмина от 29.11.1999 № 1860 (далее – Положение № 1860), контроль и надзор за соблюдением законодательства участниками строительной деятельности возложен на органы Госстройнадзора. Они также осуществляют контроль за:

  • соблюдением технических нормативных правовых актов;
  • соблюдением утвержденной проектной документации.

В соответствии с п. 5 Положения № 1860 органы Госстройнадзора могут:

  • проверять у заказчиков необходимые разрешительные документы;
  • регистрировать объекты строительства;
  • осуществлять контроль за соблюдением ТНПА и утвержденной проектной документации;
  • выдавать в пределах компетенции заключения о соответствии объекта проектной документации;
  • участвовать в расследовании аварий и др.

 

Обратите внимание! Органы Госстройнадзора не ограничены лишь возможностью составления протокола об административном правонарушении, они могут еще и направить в Министерство архитектуры и строительства предложение о прекращении действия аттестатов соответствия и квалификационных аттестатов, если их обладатели неоднократно привлекались к административной ответственности за нарушение законодательства в строительной деятельности.

 

В компетенцию органов Госстройнадзора входит также право приостанавливать через направление предложения и запрещать через вынесение предписания производство работ на объектах строительства в случаях:

  • самовольного строительства;
  • строительства с отступлением от проектной документации;
  • выявления дефектов, создающих угрозу обрушения зданий.

Отдельно следует упомянуть о формах надзора, которые предусмотрены в Указе от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»: предусмотрены и осуществляются мероприятия технического (технологического, поверочного) характера, имеющего предупредительно-профилактическую направленность.

Как видим, последствия нарушений строительной деятельности весьма ощутимы и могут иметь негативные последствия на осуществления хозяйственной деятельности субъектов, выраженные не только в административных штрафах, но и в приостановлении строительства, а то и вовсе в прекращении строительства с последующим приведением в первоначальное состояние объекта (капитального строения, земельного участка).  

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений