Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Самовольное строительство: дома пойдут под снос

Фото: pixabay.com

Правительство планирует усилить ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за самовольное строительство. Органы местной власти обяжут принимать однозначные решения о сносе объектов самовольного строительства в случаях его осуществления без разрешительной документации. Такие новации содержит проекта закона «Об изменении Гражданского кодекса Республики Беларусь».

Межведомственная рабочая группа для подготовки предложений об усилении ответственности за самовольное строительство была создана в 2016 году. Ей поручалось, во-первых, организовать проведение ревизии такого строительства в регионах. Во-вторых, разработать единый перечень критериев для отнесения построек к объектам самовольного строительства, а также оснований для их сноса. В-третьих, обеспечить подготовку документа, регламентирующего порядок действий в случае принятия решений о сносе таких объектов, изъятии их или приведении в состояние согласно утвержденному ранее проекту.

В ходе работы межведомственной группы выяснилось, что факты строительства на самовольно занятых земельных участках, участках, используемых не по целевому назначению либо предоставленных с отступлением от норм законодательства, не носят массового характера. Основные нарушения возникают при строительстве без получения разрешительной документации, выдаваемой местными исполнительными и распорядительными органами, либо с сознательным отступлением от ее требований застройщиками.

Застройщики, стремясь минимизировать затраты на строительство, идут на нарушение закона, используя разного рода лазейки. Например, в крупных городах в частном секторе вместо индивидуальных жилых домов вырастают многоуровневые строения, которые после сдачи их в эксплуатацию оказываются многоквартирными домами.

Напомним, строительство должно осуществляться в соответствии с разработанной и утвержденной в установленном порядке проектной документацией после направления уведомления в органы госстройнадзора. Однако некоторые организации и индивидуальные предприниматели (ИП) начинают работу по проектной документации, не прошедшей обязательную госэкспертизу либо не утвержденной в установленном порядке. Причем само строительство ведется без нарушений градостроительных норм и существенных требований безопасности.

Штрафы, предусмотренные действующим законодательством, в данном случае не являются сдерживающим фактором.

Так, согласно ст. 21.12 КоАП самовольное строительство жилых домов, производственных, хозяйственных, культурно-бытовых или иных строений и сооружений влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (БВ), на ИП – от 20 до 100 БВ, а на юридическое лицо – до 500 БВ.

Специалисты считают эти суммы мизерными по сравнению с доходами, которые получают стройорганизации или ИП от продажи квартир.

 

Почему органы местной власти не сносят такие здания?

В ходе анализа законодательства выявлено дублирование ответственности за строительство объектов без проектной документации. Оно может быть одновременно отнесено как к самовольному строительству, так и к нарушению законодательства в сфере строительства, что приводит к разногласиям при применении правовых норм на практике.

Кроме того, коммунальные службы должны сначала разработать недешевый проект сноса, на что у них средств, как и на другие работы по демонтажу, нет. Добавим сюда длительные разбирательства в судах, где застройщик пытается отстоять свою собственность.

В целях исключения в дальнейшем на территории Беларуси фактов самовольного строительства и ужесточения ответственности за него межведомственная рабочая группа выработала рекомендации, которые закреплены в проекте закона.

Так, предлагается ст. 223 Гражданского кодекса изложить в новой редакции.

Определено, что самовольное строительство предполагает деятельность лица по возведению, реконструкции, реставрации, благоустройству объекта, если она осуществлена:

  • на самовольно занятом земельном участке, на земельном участке, используемом не по целевому назначению;
  • на земельном участке, предоставленном госорганом, не имеющим полномочий на принятие соответствующего решения, и (или) без проведения аукциона, когда предоставление земельного участка возможно только по результатам аукциона, и (или) предоставленном с нарушением установленной очередности, и (или) без предварительного согласования места размещения земельного участка, если в соответствии с законодательными актами требуется его проведение;
  • без получения разрешительной документации на строительство либо с нарушением требований, установленных разрешительной документацией на строительство, либо с нарушением градостроительных норм, если иное не установлено Президентом.

Планируется ввести норму об обязательном принятии в указанных случаях местными исполнительными и распорядительными органами решения о сносе объектов самовольного строительства либо приведении самовольной постройки в прежнее, до осуществления самовольного строительства, состояние, а земельного участка – в пригодное для использования по целевому назначению.

Предусмотрено лишь одно исключение: возможность легализации построенного физическим лицом без получения разрешительной документации либо с нарушением ее требований одноквартирного, двухквартирного (квартиры в нем) блокированного жилого дома и (или) нежилых капитальных построек на земельном участке, предоставленном в установленном законодательством порядке для строительства и (или) обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства.

Причем данная норма может быть применена только в том случае, если строительство осуществлено без нарушения градостроительных норм и существенных требований безопасности.

Разработчики законопроекта считают, что самовольное возведение таких объектов не причиняет существенного ущерба интересам государства. Право принятия их в эксплуатацию планируется оставить за органами местной власти.

Также проект закона содержит порученческую норму: порядок установления факта самовольного строительства должен определить Совмин.

Законопроект поступил в Палату представителей и готовится к рассмотрению в первом чтении.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by