Адаптация к новым условиям пока обходится малой кровью. Дыхание кризиса ощутили строительство и транспорт. Промышленность держится
Белорусский исследовательский центр опубликовал исследование «Белорусский бизнес во время и после пандемии COVID-19». Опрос представителей 100 микро-, малых и средних предприятий из Минска и регионов по случайной выборке проведен в период с 13 по 27 апреля.
Большинство респондентов заявили о резком падении их выручки. Многие стараются перестроить свою деятельность, но получается далеко не у всех.
Что происходит на предприятиях
Среди главных проблем для своей организации 64% опрошенных отметили резкое падение выручки, в первую очередь за счет сокращения спроса на внутреннем рынке. Авторы исследования охарактеризовали это как «шок спроса».
О падении выручки в прошлом месяце более чем на 20% заявили 40% опрошенных.
Хуже всего дела обстоят в сферах:
– развлечений, отдыха и спорта;
– услуг по временному проживанию и питанию;
– транспорта, логистики и курьерской деятельности.
Лучше всего ситуация в:
– сфере IТ и связи;
– промышленности.
А в сельском хозяйстве вообще не нашлось респондентов, которые заявили бы о падении выручки в апреле. Но тут, разумеется, надо учитывать влияние сезонности на работу аграрной отрасли.
40% респондентов отметили, что негативно на их работу влияет нестабильность на валютном рынке. Причем речь не столько об ослаблении национальной валюты, сколько о непредсказуемости дальнейшей ситуации и негативном влиянии курсовых колебаний в обе стороны с точки зрения планирования.
Проблемными факторами представители бизнеса назвали рост дебиторской задолженности и неисполнение партнерами своих обязательств. А также сохранение размеров арендной платы и налогов.
Что делают
Среди предпринимаемых мер на первом месте – сокращение прочих (неосновных) расходов.
Далее идут:
- проведение активных переговоров о снижении стоимости товаров и услуг с контрагентами;
- сокращение зарплат и премий;
- перевод на неполный рабочий день и отправление персонала в отпуск без сохранения зарплаты.
Поиск новых клиентов как антикризисную меру применяют лишь 6% опрошенных.
О приостановке деятельности заявили 5%.
Привлечение дополнительного банковского финансирования практически не рассматривается в нынешних условиях – о таких шагах сообщили только 2% респондентов.
О предпринятых мерах по сокращению расходов на оплату труда сообщили 38%, о сокращении персонала – 25%.
Из результатов опроса видно, что увольнение сотрудников бизнес не рассматривает как приоритетный способ «порезать» издержки. Даже в очень сильно затронутых кризисом отраслях только от трети до половины предприятий пошли на сокращение персонала.
Скорее, наоборот: работодатели стараются сохранить трудовые коллективы.
Представители промышленности, IТ-бизнеса и связи сообщили о том, что они вовсе не прибегали к сокращениям.
– Есть гипотеза, что отсутствие сокращений в IТ и промышленности связано с тем, что эти виды деятельности серьезно зависят от качества человеческого капитала, и бизнес старается любыми способами сохранить работников, – считает старший научный сотрудник центра Родион Морозов.
Достать «кубышки»? Они пустые
В целом, судя по ответам, большинство сфер пробует адаптироваться к новым условиям, прибегая к непривычным форматам деятельности и бизнес-моделям.
Лучше всего, опять же, это получается у IТ и связи, научной и технической деятельности.
Однако для сферы развлечений, транспорта и логистики здесь вариантов немного: представители сообщили, что им переформатироваться сложнее и способы пока не найдены.
В условиях кризиса интересна обратная связь: на какие уступки своим контрагентам готовы пойти сами руководители организаций ради сохранения отношений с клиентами и выручки.
37% заявили, что уже предоставляют отсрочки, почти столько же – скидки.
14% часть услуг начали предоставлять бесплатно. Добровольно перешли на предоплату всего 2%.
При этом 40% участников опроса не готовы делать что-то подобное.
У респондентов спросили, как долго они смогут существовать, используя накопленные денежные запасы. О том, что их «подушки безопасности» не хватит на два месяца, сообщили большинство представителей сектора гостиниц и общепита, развлечений, а также строительства.
Родион Морозов подчеркнул, что уязвимость строительной сферы как маркера экономического здоровья может указывать на начало кризиса в полноценном понимании.
Налоговый кредит не спасет. Нужны каникулы?
У участников опроса поинтересовались и их видением необходимых мер государственной поддержки в условиях пандемии (отметим, что исследование проводилось до принятия Указа от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики»).
Большинство предпринимателей высказались о необходимости прямой фискальной поддержки – о налоговых каникулах мечтают почти 63%. Напомним, Указ № 143 предполагает отсрочку по налоговым платежам, а не временное освобождение от части из них, для наиболее пострадавших отраслей.
Введение временного снижения размеров отчислений в ФСЗН поддержали 32%, отмену санкций за несвоевременные расчеты по налогам и сборам – 24%.
Менее популярны предложения о кредитных и арендных каникулах.
Облегчение доступа к новым финансовым ресурсам опять-таки популярностью не пользуется.
А вот прямых субсидий пострадавшим отраслям никто не ждет.
Радует, что отклик в бизнес-среде получили благотворительные инициативы в связи с эпидемиологической ситуацией. 33% респондентов сказали, что они планируют или уже жертвуют средства медикам, 18% – волонтерам, 17% готовы предоставлять им какие-то из своих услуг бесплатно.
Кстати
О значительном ухудшении конъюнктуры в большинстве отраслей свидетельствуют и итоги регулярного мониторинга индекса экономических настроений, который проводит Нацбанк. Его отрицательное значение говорит о негативных ожиданиях топ-менеджмента предприятий.
В промышленности апрельский индекс ухудшился до минус 13,2% (против минус 4,3% в марте). В сфере торговли показатель ухудшился в 16 раз (с минус 1% в марте до минус 16,2%). В строительстве – минус 16,1% (в марте – минус 6,3%). В сфере транспорта вырос до минус 37,6% против минус 17,1%.
О мерах поддержки экономики
Павел Данейко, управляющий Группы компаний ИПМ:
– Беларусь по сравнению с другими странами находится в самых жестких условиях ограничений в принятии мер по поддержке бизнеса. Россия, скорее всего, включит печатный станок и денежным потоком зальет многие раны. Это приведет к инфляции, падению национальной валюты. Но поддержка бизнесу и людям будет оказана.
В Беларуси сейчас это сделать невозможно. Наша долговая нагрузка в этом случае приведет к дефолту. Поэтому мы крайне ограничены в инструментах поддержки и еще больше – в доступе к внешнему финансированию.
Чисто белорусская реакция – опора на собственные силы, больше никто не поможет. Я думаю, что экспортно-ориентированная экономика получит очень серьезный вызов: поддержка национального бизнеса будет в повестке многих стран номером один, а это означает введение ограничений, «вырубание» внешней конкуренции. И для Беларуси это окажется болезненным.
Об отсутствии в Беларуси карантина
Катерина Борнукова, академический директор центра:
– Не существует выбора между полным отсутствием мер и введением карантина. Например, в Швеции, где карантин объявлен не был, применяется большое количество противоэпидемиологических мер. Выглядит так, что то решение, которое в этой стране приняли, не привело к трагическим последствиям. Но это не значит, что если бы аналогичное решение приняли в Испании, были бы такие же результаты.
Наш выбор – не делать почти ничего и полагаться только на самосознание граждан, не особо помогает экономике – мы все равно видим негативные последствия пандемии и, очевидно, не помогает сохранению общественного здоровья.