Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
COVID-19
08.05.2020 9 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №33 (2332) от 08.05.2020
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Адаптация к новым условиям пока обходится малой кровью. Дыхание кризиса ощутили строительство и транспорт. Промышленность держится

Фото: ANSA

Белорусский исследовательский центр опубликовал исследование «Белорусский бизнес во время и после пандемии COVID-19». Опрос представителей 100 микро-, малых и средних предприятий из Минска и регионов по случайной выборке проведен в период с 13 по 27 апреля.

Большинство респондентов заявили о резком падении их выручки. Многие стараются перестроить свою деятельность, но получается далеко не у всех.

 

Что происходит на предприятиях

Среди главных проблем для своей организации 64% опрошенных отметили резкое падение выручки, в пер­вую очередь за счет сокращения спроса на внутреннем рынке. Авторы исследования охарактеризовали это как «шок спроса».

О падении выручки в прошлом месяце более чем на 20% заявили 40% опрошенных.

Хуже всего дела обстоят в сферах:

развлечений, отдыха и спорта;

– услуг по временному проживанию и питанию;

транспорта, логистики и курьерской деятельности.

Лучше всего ситуация в:

– сфере IТ и связи;

промышленности.

А в сельском хозяйстве вообще не нашлось респондентов, которые заявили бы о падении выручки в апреле. Но тут, разумеется, надо учитывать влияние сезонности на работу аграрной отрасли.

40% респондентов отметили, что негативно на их работу влияет нестабильность на валютном рынке. Причем речь не столько об ослаблении национальной валюты, сколько о непредсказуемости дальнейшей ситуации и негативном влиянии курсовых колебаний в обе стороны с точки зрения планирования.

Проблемными факторами представители бизнеса назвали рост дебиторской задолженности и неисполнение партнерами своих обязательств. А также сохранение размеров арендной платы и налогов.

 

Что делают

Среди предпринимаемых мер на первом местесокращение прочих (неосновных) расходов.

Далее идут:

  • проведение активных переговоров о снижении стоимости товаров и услуг с контрагентами;
  • сокращение зарплат и премий;
  • перевод на неполный рабочий день и отправление персонала в отпуск без сохранения зарплаты.

Поиск новых клиентов как анти­кризисную меру применяют лишь 6% опрошенных.

О приостановке деятельности заявили 5%.

Привлечение дополнительного бан­ковского финансирования практически не рассматривается в нынешних условиях – о таких шагах сообщили только 2% респондентов.

О предпринятых мерах по сокращению расходов на оплату труда сообщили 38%, о сокращении персонала – 25%.

Из результатов опроса видно, что увольнение сотрудников бизнес не рассматривает как приоритетный способ «порезать» издержки. Даже в очень сильно затронутых кризисом отраслях только от трети до половины предприятий пошли на сокращение персонала.

Скорее, наоборот: работодатели стараются сохранить трудовые кол­лективы.

Представители промышленности, IТ-бизнеса и связи сообщили о том, что они вовсе не прибегали к сокращениям.

– Есть гипотеза, что отсутствие сокращений в IТ и промышленности связано с тем, что эти виды деятельности серьезно зависят от качества человеческого капитала, и бизнес старается любыми способами сохранить работников, – считает старший научный сотрудник центра Родион Морозов.

 

Достать «кубышки»? Они пустые

В целом, судя по ответам, большинство сфер пробует адаптироваться к новым условиям, прибегая к непривычным форматам деятельности и бизнес-моделям.

Лучше всего, опять же, это получается у IТ и связи, научной и технической деятельности.

Однако для сферы развлечений, транспорта и логистики здесь вариантов немного: представители сообщили, что им переформатироваться сложнее и способы пока не найдены.

В условиях кризиса интересна обратная связь: на какие уступки своим контрагентам готовы пойти сами руководители организаций ради сохранения отношений с клиентами и выручки.
37% заявили, что уже предоставляю
т отсрочки, почти столько же – скидки.
14% часть услуг начали предоставлять бесплатно. Добровольно перешли на предоплату всего 2%.

При этом 40% участников опроса не готовы делать что-то подобное.

У респондентов спросили, как долго они смогут существовать, используя накопленные денежные запасы. О том, что их «подушки безопасности» не хватит на два месяца, сообщили большинство представителей сектора гостиниц и общепита, развлечений, а также строительства.

Родион Морозов подчеркнул, что уязвимость строительной сферы как маркера экономического здоровья может указывать на начало кризиса в полноценном понимании.

 

Налоговый кредит не спасет. Нужны каникулы?

У участников опроса поинтересовались и их видением необходимых мер государственной поддержки в условиях пандемии (отметим, что исследование проводилось до принятия Указа от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики»).

Большинство предпринимателей высказались о необходимости прямой фискальной поддержки – о налоговых каникулах мечтают почти 63%. Напомним, Указ № 143 предполагает отсрочку по налоговым платежам, а не временное освобождение от части из них, для наиболее пострадавших отраслей.

Введение временного снижения размеров отчислений в ФСЗН поддержали 32%, отмену санкций за несвоевременные расчеты по налогам и сборам – 24%.

Менее популярны предложения о кредитных и арендных каникулах.

Облегчение доступа к новым финансовым ресурсам опять-таки популярностью не пользуется.

А вот прямых субсидий пострадавшим отраслям никто не ждет.

Радует, что отклик в бизнес-среде получили благотворительные инициативы в связи с эпидемиологической ситуацией. 33% респондентов сказали, что они планируют или уже жертвуют средства медикам, 18% – волонтерам, 17% готовы предоставлять им какие-то из своих услуг бесплатно.

 

Кстати

О значительном ухудшении конъюнктуры в большинстве отраслей свидетельствуют и итоги регулярного мониторинга индекса экономических настроений, который проводит Нацбанк. Его отрицательное значение говорит о негативных ожиданиях топ-менеджмента предприятий.

В промышленности апрельский индекс ухудшился до минус 13,2% (против минус 4,3% в марте). В сфере торговли показатель ухудшился в 16 раз (с минус 1% в марте до минус 16,2%). В строительстве – минус 16,1% (в марте – минус 6,3%). В сфере транспорта вырос до минус 37,6% против минус 17,1%.

 

О мерах поддержки экономики

Павел Данейко, управляющий Группы компаний ИПМ:

– Беларусь по сравнению с другими странами находится в самых жест­ких условиях ограничений в принятии мер по поддержке бизнеса. Россия, скорее всего, включит печатный станок и денежным потоком зальет многие раны. Это приведет к инфляции, падению национальной валюты. Но поддержка бизнесу и людям будет оказана.

В Беларуси сейчас это сделать невозможно. Наша долговая нагрузка в этом случае приведет к дефолту. Поэтому мы крайне ограничены в инструментах поддержки и еще больше – в доступе к внешнему финансированию.

Чисто белорусская реакция – опора на собственные силы, больше никто не поможет. Я думаю, что экспортно-ориентированная экономика получит очень серьезный вызов: поддержка национального биз­неса будет в повестке многих стран номером один, а это означает введение ограничений, «вырубание» внешней конкуренции. И для Беларуси это окажется болезненным.

 

Об отсутствии в Беларуси карантина

Катерина Борнукова, академический директор центра:

– Не существует выбора между полным отсутствием мер и введением карантина. Например, в Швеции, где карантин объявлен не был, применяется большое количество противоэпидемиологических мер. Выглядит так, что то решение, которое в этой стране приняли, не привело к трагическим последствиям. Но это не значит, что если бы аналогичное решение приняли в Испании, были бы такие же результаты.

Наш выбор – не делать почти ничего и полагаться только на самосознание граждан, не особо помогает экономике – мы все равно видим негативные последствия пан­демии и, очевидно, не помогает сохранению общественного здоровья.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by