Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Инструменты адаптации экономики к новой реальности

Фото: economy.gov.by

Санкции, введенные рядом западных стран, привели к тому, что Беларусь оказалась полностью или частично отрезана от финансирования, высокотехнологичных товаров, рынков сбыта и европейских инвестиций.

Как к перечисленным вызовам будет приспосабливаться национальная экономика, рассказал министр экономики Александр Червяков.

Реакция на западные ограничения

Отметим, что доклад опубликован в «Экономическом бюллетене». Комментируя работу народного хозяйства «в условиях новой геополитической реальности», министр остановился на нескольких важных аспектах.

В условиях, когда четверть экономики напрямую попала под западные ограничения, а косвенно санкциями «были затронуты все отрасли», Минэкономики видит необходимость в комплексном реагировании на такие вызовы.

По мнению А. Червякова, масштабное санкционное давление обострило вопрос уязвимости белорусской экономики в сфере технологий. Как известно, поставки в РБ западного сырья и комплектующих в ряде случаев прекратились. По­этому, по мнению министра, важнейшая задача в текущем году – подготовить Концепцию технологической безопасности.

К настоящему времени уже разработан проект плана мероприятий по обеспечению технологической безопасности в машиностроении. Выработанные там подходы планируется перенести и на другие отрасли.

В финансовой сфере также ожидаются изменения. Ранее, до введения санкций, Беларусь рассчитывала в т.ч. на ресурсы западных финансовых организаций. Однако сейчас кредитные отношения с Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития и другими западными банками фактически заблокированы.

С учетом этого планируется развивать альтернативные источники внешнего финансирования. Возможно вступление Беларуси в члены Нового банка развития БРИКС (создан Бразилией, Россией, Индией, Китаем и ЮАР). Также Мин­экономики видит смысл в возобновлении сотрудничества с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций, в активном продвижении инициативы по созданию Банка развития на базе Шанхайской организации сотрудничества.

Финансировать проекты в сфере промышленности планируется и за счет ресурсов Евразийского экономического союза. Госорганам поручено сформировать перечень инвестиционных предложений, подпадающих под финансирование из бюджета ЕАЭС, и представить их в Минэкономики к
1 июля 2023 г.

На фоне проблем с поставками белорусских товаров на западные рынки в сфере внешней торговли планируется снимать барьеры по увеличению экспорта в восточном направлении. Для этого, считает министр, необходимо обеспечить «беспрепятственный путь следования белорусских товаров» в РФ, завершить в этом году переговоры о свободной торговле услугами и об инвестициях с Китаем и странами СНГ.

Ставка на корпорации

Вопрос, который сегодня нельзя оставлять без внимания, – повышение эффективности и конкурентоспособности отечественных предприятий, считают в Минэкономики.

В условиях глобальной трансформации конкуренция на внешних рынках только усиливается и доминировать будут крупные игроки, полагает А. Червяков.

Чтобы успешно соперничать с ними, в Беларуси планируется создавать госкорпорации. После того как будут проработаны организационно-правовые модели их формирования и законодательная основа для функционирования, госорганы внесут в правительство предложения по созданию конкретных госкорпораций.

Новая система стимулирования инвестиций

В условиях новой реальности, когда привлечение внешних ресурсов стало затруднительно, государство приняло решение стимулировать внутреннюю инвестиционную активность.

«В 2023 г. мы планируем реформировать систему господдержки субъектов хозяйствования при реализации инвестиционных проектов. Цель механизма – снизить издержки инвестора в регионах путем выплаты ему бюджетного трансферта на возмещение части капитальных затрат», – поясняется в докладе.

Предполагается, что размер трансферта будет зависеть от специализации, уровня развития региона и составит от 15% капитальных затрат для индустриальных районов и до 35% – для проблемных регионов аграрной направленности.

Трансферт планируется выплачивать инвестору поэтапно: первая часть – после ввода объекта в эксплуатацию; вторая – после выхода на проектную мощность; последняя – после достижения плановых параметров эффективности.

Наряду с этим планируется, как уже писала «ЭГ», принять специальный закон «О содействии и стимулировании реализации инвестиционных проектов в Республике Беларусь».

Документ предполагает предоставление инвестору расширенного пакета льгот, в т.ч. по уплате налогов. Кроме того, появится такой инструмент, как специальный инвестиционный договор (специнвестконтракт), в рамках которого инвесторы будут получать госзаказ на выкуп части продукции. Данный законопроект уже направлен в правительство и, возможно, в скором времени поступит на рассмотрение в парламент.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by