$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Интеграция

100 ДНЕЙ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

26.10.2010

Итоги и уроки первых 100 дней Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России изучали участники международной научно-практической конференции, прошедшей в Минске 14–15 октября.

Оценки таможен

Председатель ГТК Беларуси Александр Шпилевский подробно остановился на преимуществах электронного декларирования товаров, проведения операций таможенного контроля на основе системы анализа рисков.

Говоря о введенном Таможенным кодексом ТС институте уполномоченных экономических операторов, А.Шпилевский обратил внимание на то, что таможенным службам необходимо устанавливать и развивать партнерские взаимоотношения с предпринимательским сообществом, а также разработать положение, согласно которому статус уполномоченных экономических операторов будет признан на всей территории ТС.

Председатель ГТК отметил, что формирование Таможенного союза проходит при активном выявлении проблемных вопросов, их разрешении на всех уровнях — от экспертов до руководителей таможенных служб.

Руководитель Федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов подчеркнул, что работа по формированию нормативной базы Таможенного союза была проведена в рекордные сроки и теперь дело за практикой, с помощью которой будут «доводить» не до конца продуманный механизм создания ТС.

Институт уполномоченных экономических операторов, на который возлагаются все цивилизованные формы таможенного оформления, по утверждению А.Бельянинова, стал определенной новацией и для российских таможенных органов, поскольку в России мало юрлиц, которым можно без сомнения присвоить такой статус. Сложности связаны с присутствием на российском таможенном поле криминала в виде недостоверного декларирования, занижения таможенной стоимости, изменения страны происхождения.

А.Бельянинов выразил озабоченность отсутствием надлежащего информационного взаимодействия в части иностранных транспортных средств, временно ввозимых юридическими лицами на территорию ТС. В Беларуси и России уже разработаны реестры, содержащие информацию о таких транспортных средствах, регламент обмена реестрами. Более того, с 1.11.2010 г. обмен реестрами между таможенными службами будет осуществляться в автоматическом режиме. К процессу должен присоединиться и Казахстан.

Руководитель ФТС РФ рассказал о намерениях создать коллегиальный орган ТС, в котором наблюдателями могут стать Украина и Кыргызстан.

Кроме того, руководитель ФТС РФ считает, что было бы проще работать, если бы правительства трех государств определились и сформировали промышленную и экономическую политику каждой страны. Одна страна может развиваться за счет туризма, другая за счет разработки полезных ископаемых. Это способствовало бы формированию Единого экономического пространства, пояснил А.Бельянинов.

По мнению зампредседателя Комитета таможенного контроля Минфина Казахстана Сержана Дуйсебаева, в рамках ТС перед таможенными органами стоят две главные задачи, которые необходимо решить: унификация всех таможенных процедур и оперативный обмен информацией.

Мнение бизнеса

Первые результаты бизнес-процессов в условиях Таможенного союза проанализировал председатель правления Белорусского союза предпринимателей и нанимателей имени М.Кунявского Георгий Бадей.

По результатам опроса 20 руководителей предприятий, негативных оценок или фактов ухудшения условий работы в сфере ВЭД почти нет. Более того, большинство опрашиваемых уверенно отмечали упрощение процедур ввоза и вывоза, гигиенической регистрации и сертификации товаров из третьих стран, что особенно актуально для малых и средних предприятий, которые импортируют или экспортируют небольшие партии товара.

Вместе с тем, учитывая, что ТС функционирует немногим более 3 месяцев и многие документы еще в стадии подготовки, делать окончательные выводы о его достоинствах и недостатках Г.Бадей посчитал преждевременным.

Для бизнеса насущно необходимо унифицировать хозяйственное законодательство, создать равные условия хозяйствования, т.е. снять все искусственные ограничения на свободное перемещение товаров, услуг, денег и рабочей силы. Эти вопросы можно успешно решать путем взаимных консультаций, государственно-частного партнерства, привлечения бизнес-ассоциаций к подготовке нормативных правовых актов.

После введения Единого таможенного тарифа ТС в связи с существовавшей и ранее высокой степенью унификации с Россией уровень тарифной защиты Беларуси существенно не изменился. Однако по отдельным позициям ставки повышены более чем на 20%, отметил Г.Бадей. Поэтому по позициям сырья и материалов, которые на территории стран Союза не производятся, подход должен быть более взвешенный. Для сохранения уровня рентабельности и объемов продаж товаров повышение пошлин неприемлемо.

Еще проблема. Таможенный кодекс ТС меняет статус ряда лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. Так, например, статус Добросовестного участника ВЭД заменяется статусом уполномоченного экономического оператора, а таможенный агент — статусом таможенного представителя.

Существенным отличием от действующих в Беларуси требований к таким лицам является обязательное предоставление ими обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в размере:

1 млн. EUR — для получения статуса уполномоченного представителя (таможенного агента) (белорусское законодательство подобных требований не содержит);

200 тыс. EUR — для получения статуса таможенного перевозчика (Таможенный кодекс РБ предусматривает поручительство на сумму не менее 15 тыс. БВ);

1 млн. EUR — для получения статуса уполномоченного экономического оператора.

Лицами, осуществляющими деятельность по производству товаров и (или) экспортирующими товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при их соответствии критериям, определенным решением Комиссии ТС, предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 150 тыс. EUR, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства — члена ТС, на день предоставления такого обеспечения.

Многие предприятия заинтересованы быть уполномоченными экономическими операторами, но сумма в размере 150 тыс. EUR за «перерегистрацию» экономически необоснованна для организации, т.к. ежемесячные платежи, связанные с таможенными процедурами, в 4–5 раз меньше данной суммы, обозначил проблему глава белорусского предпринимательского объединения.

Еще ряд предприятий заинтересованы в скорейшей разработке и введении в действие нормативного акта, регламентирующего деятельность свободных складов. При этом при определении перечня товаров, допускаемых к размещению на свободных складах, желательно указывать перечень запрещенных к помещению на свободный склад товаров, а также не ограничивать перечень операций, совершаемых с товарами, размещенными на свободных складах.

В связи с разработкой национального законодательства в отношении таможенной процедуры «переработка для внутреннего потребления» Г.Бадей от имени членов БСПН имени М.С.Кунявского просил инициировать решение ряда вопросов. Например, уполномочить отраслевые министерства устанавливать перечень товаров, заявляемых по процедуре переработки для внутреннего потребления, и выдавать согласования об этом заинтересованным субъектам хозяйствования; при помещении товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления после процедуры переработки для внутреннего потребления таможенную стоимость продукта переработки определять на основании стоимости заявленных иностранных товаров и применять ставку таможенной пошлины, установленную в отношении продукта переработки.

Г.Бадей обратил внимание на отсутствие электронного обмена информацией между таможенными органами Беларуси и Казахстана. Для применения ставки НДС в размере 0% в отношении товаров, экспортируемых транзитом через Казахстан, необходимо заверенные копии грузовых таможенных деклараций направлять в таможенные органы Казахстана. Так как это занимает длительное время (более 60 дней со дня отгрузки), белорусские экспортеры вынуждены облагать данные обороты по ставке 20%, что способствует неправомерному отвлечению денежных средств.

Председатель БСПН акцентировал внимание и на ситуации с введением с 1.01.2011 г. новой Таможенной декларации. Решением Комиссии ТС от 20.05.2010 № 257 утверждена Инструкция о порядке заполнения Декларации на товары и ее форма. Однако разработка программного обеспечения задерживается, и это может стать проблемой введения новой Декларации.

Еще один общий и болезненный для субъектов хозяйствования вопрос взимания, подтверждения и возврата НДС. Для нормальной работы субъектов хозяйствования, с точки зрения косвенных налогов, необходимо искать новые пути подтверждения и распределения НДС по бюджетам наших стран. Смогла же Комиссия ТС найти компромиссы и согласовать механизм и пропорции зачисления в бюджеты ввозных таможенных пошлин, заметил Г.Бадей.

Госзакупки как инвестиции

Закупки являются мощным импульсом в развитии экономик стран, поскольку по сути дела являются взаимными инвестициями, это — институт развития, считает заведующий кафедрой менеджмента экономического факультета БГУ, доктор технических наук, профессор Борис Паньшин. Объем инвестирования в экономику, по его мнению, должен быть вдвое больше, чем сейчас. Оценивая потенциал взаимного роста госзакупок, Б.Паньшин привел следующие цифры: Россия закупает на 120 млрд. USD, Беларусь — 7 млрд., Казахстан — на 8 млрд. USD.

Самое главное ожидание в рамках ТС для формирования Единого экономического пространства — это предоставление национального режима предприятиям-резидентам сторон при участии в госзакупках и гармонизация правил их проведения при унифицированном документообороте.

Необходимо создать единую комплексную систему для стран-участниц, где были бы видны сводные планы по госзакупкам для всех поставщиков на рынке ТС. Общие выгоды Б.Паньшин представляет в виде обеспечения системных связей между заказчиками и поставщиками, снижения затрат: уменьшение документооборота на 20–30%, сокращение сроков проведения закупки с 30 дней до 30 минут, экономия бюджетных средств.

Решаемые проблемы

По мнению первого зампредседателя ГТК Беларуси Владимира Гошина, за 100 дней, прошедших со дня введения в действие Таможенного кодекса ТС, системных ошибок не выявлено, несмотря на то, что законодательная база для функционирования ТС была создана усилиями экспертов трех стран-участниц всего за полтора года. А проблемы у субъектов хозяйствования возникают от недостаточности информирования и имеющих место шероховатостей, устранение которых в наших силах, пояснил В.Гошин.

В.Гошин высказал обеспокоенность тем, что с 1.01.2011 г. вступают в силу новые формы грузовой и транзитной декларации, их бланки утверждены, но пока нет программного обеспечения. Однако над этой проблемой сейчас очень серьезно работают специалисты. «Если раньше мы говорили, что для нас задача номер один — это наполнение бюджета, борьба с контрабандой и таможенными нарушениями, то сейчас для нас задача номер один, не снимая с повестки дня первые две, — уменьшение затрат бизнеса. Это осознанная политика, которую проводит руководство белоруской таможенной службы», — заявил В.Гошин. — Сейчас все наши усилия направлены на то, чтобы максимально облегчить прохождение таможенных операций для законопослушных субъектов хозяйствования, мы хотим показать, что с таможней выгодно работать честно и прозрачно».

Обратившись к представителям Еврокомиссии, В.Гошин пообещал, что в случае заключения соглашения о предварительном информировании о тех товарах, которые идут из Западной Европы через границу РБ, 95% грузов будет оформляться в течение максимум 30 минут. Белорусский экспорт на белорусской таможне уже сейчас оформляется в течение 15 минут. То же самое планируется сделать и при импорте товаров для добросовестных участников ВЭД.

Еще возможности

Одним из наиболее обсуждаемых вопросов оказалось применение ТН ВЭД ТС, в рамках которой существует возможность получения предварительного заключения по классификации товара. Это значительно упрощает ведение ВЭД субъектами хозяйствования, однако, как отмечалось на конференции, сами субъекты хозяйствования сегодня не до конца используют этот механизм.

Массу эмоций вызвала дискуссия по распространенной ситуации, когда перевозчик в лице водителя не может заключить договор с владельцем склада временного хранения и проблемы появляются не только у перевозчика, но и у получателя товаров, который вынужден приезжать на место нахождения товара, чтобы разместить его на временное хранение. Между тем, как пояснил эксперт ГТК РБ, владелец склада обязан заключить такой договор.

Ключевым вопросом обсуждения перспектив взаимодействия таможенного транзита в Таможенном союзе Беларуси, Казахстана, России и Европейском союзе стал институт обязательного предварительного уведомления таможенных органов Евросоюза, который вводится с 1.01.2011 г. Участниками конференции была отмечена явная нехватка информации по этой процедуре — как, что и в каком формате оформлять. С 1 января этот процесс может стать для субъектов хозяйствования сложным или трудно преодолимым. В связи с этим возрастает ответственность самих субъектов хозяйствования. Ведь технологии создаются для пользователей, которые должны их освоить и внедрять в свою практическую деятельность. Кроме того, заметил представитель ГТК, в Беларуси есть таможенный агент — РУП «Белтаможсервис», который готовит все документы в необходимом формате, присваивает и передает перевозчику номер для последующего прохождения границы Республика Беларусь — Евросоюз.

Перспективы

Планы трансформации Таможенного союза в Единое экономическое пространство и состояние дел с формированием договорно-правовой базы ТС рассмотрел замминистра иностранных дел Республики Беларусь Андрей Евдоченко.

Среди важных для бизнеса нововведений замминистра отметил подписанное 5 октября этого года двустороннее белорусско-российское соглашение о переносе транспортного контроля на внешний контур, контроль сохранится только в отношении весьма ограниченного списка товаров, которые находятся в изъятиях. Среди других важных для бизнес-сообщества решений А.Евдоченко отметил отмену в торговле правил определения страны происхождения товаров, что значительно упростило порядок пересечения внутренних границ для внешнеторговых грузов. Кроме того, таможенное оформление товаров и транспортных средств производится с использованием единых документов.

Важным шагом в развитии ТС стало введение с 1 сентября т.г. нового механизма распределения и зачисления сумм вывозных таможенных пошлин. Если механизм будет нормально функционировать, Беларусь сможет многократно укрепить доверие партнеров по ТС. «Наш интеграционный формат вызывает все большую заинтересованность и признание в мировом сообществе, — заявил А.Евдоченко. — Мы получили уведомление от целого ряда стран, выразивших заинтересованность в установлении с нами преференциального торгового режима в форме зоны свободной торговли».

* * *

Наш Таможенный союз — молодое образование. Основные решения приняты, но для их большей эффективности необходим постоянный и конструктивный диалог сторон, представителей бизнеса трех стран. Чтобы Союз развивался и укреплялся, участники конференции высказали предложение сделать такие встречи постоянными и традиционными.

Нынешняя конференция была организована Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, Белорусским государственным университетом и ООО «Юрспектр» при участии Комиссии Таможенного союза, Федеральной таможенной службы Российской Федерации, Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, Еврокомисии.

Татьяна АБРАМОВИЧ