Золотовалютные резервы Беларуси в марте: причины сильнейшего падения за 1,5 года
                                    Фото: freepik.com
                            Международные резервные активы РБ на 1 апреля 2022 г. по предварительным данным составили 7571,7 млн. USD. За март 2022 г. золотовалютные резервы снизились на 692,9 млн. USD (–8,4%) после снижения в феврале на 259,1 млн. USD (–3%), сказано в новом пресс-релизе Нацбанка о состоянии ЗВР.
Снижение ЗВР в марте ожидаемо на фоне происходящих в Украине событий, прямо затрагивающих и негативно влияющих на Беларусь. Падение идёт 2 месяца, теперь резервы на 19,4% меньше, чем были в момент максимума – в конце 2019 г.
 
Мартовское сокращение ЗВР стало самым сильным за 1,5 года – с августа 2020 г. – «политического кризиса», причём как в абсолютном выражении, так и в процентном.
 
При этом в марте Правительство провело относительно малые валютные выплаты.
Погашено «внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте на сумму порядка 100 млн. долларов США», конкретизировано в пресс-релизе НБ РБ.
 
Столь небольшая сумма расходов валюты из ЗВР на долговые выплаты в марте – в месяце обычно (в прошлые годы) в разы больших выплат, вероятно, результат исполнения договорённостей между Беларусью и Россией о переходе на российский рубль в качестве валюты обслуживания белорусской задолженности.
Это косвенно подтверждает часть пресс-релиза: «…переводом части средств в иностранной валюте в активы, формально не относящиеся к резервным активам по международным стандартам». Видимо, произошёл перевод долларов или евро в российские рубли, которыми и были выплачены в марте обязательства перед РФ.
Но наибольшее негативное влияние на ЗВР оказал сильный вынос денег населением из валютных депозитов, для чего банкам потребовалась финансовая – в иностранной валюте – поддержка от Нацбанка.
Структура и динамика составляющих ЗВР Беларуси
Составляющие ЗВР на конец марта 2022 г.:
– монетарное золото на сумму 3,337 млрд USD (44,1%);
– активы в резервных валютах на 2,8 млрд USD (37%);
– СДР МВФ и резервная позиция в МВФ на 1,431 млрд USD (18,7%);
– прочие активы на 18,8 млн USD (0,2%).
 
В марте по статье «монетарное золото» зафиксировано увеличение на 54,5 млн USD.
Это результат положительной стоимостной переоценки находящегося в ЗВР золота: «жёлтый металл» в марте подорожал на мировых рынках, в отличие от прошлого месяца, когда прирост объёма золота в ЗВР был обусловлен его закупкой (порядка 1,2 тонны).
При этом удельный вес золота в ЗВР Беларуси вырос за март даже больше, чем за февраль – на 4,4 п.п., до 44,1% (из-за падения самой суммы ЗВР).
 
А вот сокращение объёма резервной валюты (долларов, евро, фунтов стерлингов и т.п.) в ЗВР Беларуси за март – значительно больше.
Оно составило почти 731 млн USD – самое сильное снижение непосредственно валютных резервов за 1,5 года.
Если сокращение объёма резервной валюты в феврале произошло во многом из-за расходов на покупку золота, то в марте – на обеспечение исполнения обязательств банков по требованиям населения относительно валютных вкладов.
Сумма «прочих активов» мало изменилась. Она снизилась на 0,2 млн USD.
Ещё в марте стал меньше долларовый эквивалент СДР МВФ – на 16,3 млн USD.
 
Итак, за март 2022 г. ЗВР Беларуси сократились на 692,9 млн USD, в том числе:
– монетарное золото (+ 54,5 млн USD (стоимостной переоценкой));
– активы в резервных валютах (– 730,8 млн USD);
– СДР МВФ и резервная позиция в МВФ (– 16,3 млн USD);
– прочие активы (– 0,2 млн USD).
Насколько достаточен сегодняшний объём ЗВР Беларуси?
Чтобы определить достаточность ЗВР, часто применяется показатель отношения их объёма к среднемесячному объёму текущего/предстоящего импорта.
Достаточными считаются ЗВР, если их сумма больше 3-месячной суммы импорта.
В Беларуси обычна недостаточность ЗВР по такому критерию – из-за значительного объёма закупаемой нефти в целях экспорта нефтепродуктов. Но в дальнейшем уже будет меньшая необходимость в нефти из-за потери рынков сбыта нефтепродуктов.
Поэтому $-денежный объём импорта в Беларусь будет снижаться. Так, обычный в последнее время объём импорта товаров и услуг (4 –4,5 млрд USD в месяц), в январе – 3,3 млрд USD, и эта сумма в дальнейшем может ещё упасть, уже за счёт снижения и потребительского импорта, который в кризис всегда сокращается.
Снижение потребности в расходовании валюты на импорт даёт эффект увеличения достаточности ЗВР. Однако мартовское падение ЗВР оказалось настолько большим, что их достаточность снизилась – до 2,5 месяцев импорта.
Самая высокая достаточность ЗВР Беларуси (3,3 месяцев импорта товаров и услуг) была в начале 2020 г., когда и сами ЗВР были рекордными, и импорт тогда начал сокращаться из-за падения цен на нефть (и не только) в мировой ковид-кризис.
С последующим посткризисным ценовым восстановлением общий импорт Беларуси в $-денежном выражении начал расти, а достаточность ЗВР стала снова снижаться.
 
Динамика ЗВР в апреле будет зависеть от внешних факторов: ситуации в Украине и вокруг неё, участия Беларуси в этом, и уровня санкционного давления, в т.ч. относительно физической возможности белорусского экспорта.
Вывод населением денег из валютных депозитов продолжит оказывать негативное влияние на ЗВР. Но оно уже будет значительно меньшим, чем в марте: ситуация на валютном рынке – и с наличием валюты, и с курсом – уже существенно улучшилась, «успокоилась», панических действий валютных вкладчиков можно не ожидать.
Положительное влияние на ЗВР будут оказывать неминуемое сокращение импорта в Беларусь и перевод части торговли с Россией и выплат обязательств перед ней в российские рубли, которые не подпадают под определение резервной валюты.