$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Знакомство с налоговыми консультантами

13.10.2017

О наиболее важных моментах, связанных с реализацией Указа Президента от 19.09.2017 № 338 «О налоговом консультировании» (далее – Указ № 338), рассказали на пресс-конференции в среду представители МНС.

Проект успешно завершен, и его авторам удалось нащупать подходы для создания нового вида предпринимательской де­я­тельности, считают в министерстве. Предполагается, что государство и бизнес получают удобную форму налогового кон­сультирования. При этом требования к налоговым кон­сультантам максимально про­стые и легко реализуемые, что позволяет создать институт, чтобы получить реальный результат, объяснил заместитель министра по налогам и сборам Владимир Муквич. Он определил основные сферы деятельности налоговых консультантов в рамках Указа № 338, которые позволят успешно решать про­блемы, с которыми чаще всего сталкиваются налого­плательщики. Замминистра уве­рен, что деятельность налоговых кон­сультантов позволит удешевить такие услуги за счет конкуренции с аудиторами и юристами. Кроме того, может сократиться время на проведение конт­рольных мероприятий. В МНС знают, что «многие выражали озабоченность дополнительным обременением биз­неса» при введении в стране института налоговых консультантов. Но государство не навязывает обязательность их ус­луг: обращаться к ним или нет – любой плательщик решит сам.

Налоговое консультирование – это предпринимательская деятельность. Штатным бухгалтерам предприятий, в обязанности которых входит исчисление налогов, получать аттестат налогового консультанта не понадобится. Он нужен лишь тем, кто оказывает услуги по консультированию по вопросам налогообложения, а также по ведению бух­галтерского и (или) налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, в т.ч. жалоб, и иные услуги, перечисленные в Указе № 338.

ОДНИМ из самых спорных вопросов на стадии подготовки проекта указа была формулировка требований к образованию претендентов на статус налогового консультанта, рас­сказал замминистра. Некоторые полагали, что речь должна идти только об экономическом образовании, которое «ближе» к исчислению налогов. К тому же это соответствовало бы требованиям к главным бух­галтерам, предусмотренным ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете».

Но авторы Указа № 338 сочли, что допустить к получению квалификационных аттестатов можно и лиц, имеющих высшее юридическое образование (как и при аттестации аудиторов), и даже иное выс­шее образование при условии прохождения переподготовки на уровне высшего образования по специальности экономического и (или) юридического профиля и наличия стажа работы по этим специальностям не менее 3 лет.

Требование к претендентам на статус консультанта иметь 3-летний опыт работы дол­жно установить определенный барьер, поскольку без практического опыта невозможно оказывать качественные услуги, считает В. Муквич. Основными функциями государственного регулирования этой сферы деятельности являются ат­тестация, регулярное повышение квалификации, страхование ответственности на сум­му не менее 1000 базовых величин, ведение реестра налоговых консультантов.

Ключевую роль в организации этой работы будет играть МНС. В свою очередь палата налоговых консультантов, по мнению зам­министра, будет отстаивать ин­тересы налоговых консультантов и контролировать качество оказываемых ими услуг. Предполагается, что эта структура будет играть важную роль в становлении института налоговых консультантов, которому «предстоит пройти очень тяжелый путь». Замминистра не исключает, что в дальнейшем, возможно, придется «подправлять» какие-то моменты в регулировании деятельности налоговых консультантов.

ТАКИМ моментом может стать предусмотренная Указом № 338 услуга по «определению оптимальных решений» в части уплаты налогов. Эту формулировку кое-кто уже воспринял как легализацию деятельности по разработке схем минимизации, а то и уклонения от налогов. В ряде стран существуют довольно жесткие ограничения на оказание услуг по «агрессивному налоговому пла­нированию», а также санк­ции к тем, кто их оказывает. Но у нас пока вопрос так не стоит. Как объяснил В. Муквич, пред­ложения о введении административной ответственности при подготовке проекта указа об­суждались, но были отклонены. По мнению разработчиков, если налоговые консультанты потратили время на получение аттестата, деньги на страхование ответственности, то вряд ли они захотят давать подобные советы, рискуя быть исключенными из Палаты.  А помощь в выборе оптимальной системы налогообложения, под­ходящей для конкретного субъекта хозяйствования в рамках законодательства, можно только приветствовать.

Не считают конструктивной в МНС и критику со стороны от­дельных представителей биз­нес-союзов, которые считают, что издержки на страхование налоговые консультанты «заложат» в цену своих услуг. Замминистра подчеркнул, что эта услуга добровольная, а государство видит свою задачу в том, чтобы ошибки в исчислении и уплате налогов «не убивали» деятельность субъекта хозяйствования.

Министерство принимает все необходимые меры по реализации Указа № 338, сообщила заместитель начальника глав­ного управления организации контрольной деятельности МНС Галина Ковалева. В настоящее время разрабатывается положение о квалификационной комиссии, порядок проведения экзамена, ведется работа над созданием реестра налоговых консультантов.

ПРЕДСТОИТ выяснить еще немало вопросов, связанных с деятельностью налоговых кон­сультантов. Например, во всех ли случаях можно будет относить на затраты стоимость их услуг. По мнению В. Муквича, такие расходы можно будет включить в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, разумеется, при наличии подтверждающих документов. Надо полагать, что со временем МНС даст официальное разъяснение по этому вопросу, чтобы у субъектов хозяйствования не возникало сомнений. А если они все-таки останутся, то налоговые консультанты сами объяснят своим клиентам, что их услуги являются вполне экономически обоснованными затратами и под действие п. 3 ст. 130 НК не подпадают.

Индивидуальным предпринимателям и коммерческим организациям, которые сегодня занимаются налоговым кон­сультированием, дается «переходный период» до 31.12.2018 г. За это время ИП должны получить аттестат налогового консультанта, а компании – обзавестись в штате работником, имеющим такой аттестат. Сейчас МНС обсуждает с вузами возмож­ности подготовки к сдаче экзаменов. Планируется, что они будут проводиться не реже двух раз в год. Один из них состоится уже весной следующего года, а первые итоги реализации Указа можно будет подвести ближе к середине 2018 г., пообещал В. Муквич.

Поскольку Указ № 338 вступит в силу 24 декабря т.г., мы только в следующем году узнаем, сколько окажется желающих стать налоговыми кон­сультантами. А насколько эти услуги будут востребованы, станет видно еще позже. Аудиторы-то никуда не исчезнут и по-прежнему продолжат оказывать сопутствующие услуги, значительную часть которых всегда составляли консультации по налогам.

Автор публикации: Валерия ГЕРАСИМОВА