Знакомство с налоговыми консультантами
О наиболее важных моментах, связанных с реализацией Указа Президента от 19.09.2017 № 338 «О налоговом консультировании» (далее – Указ № 338), рассказали на пресс-конференции в среду представители МНС.
Проект успешно завершен, и его авторам удалось нащупать подходы для создания нового вида предпринимательской деятельности, считают в министерстве. Предполагается, что государство и бизнес получают удобную форму налогового консультирования. При этом требования к налоговым консультантам максимально простые и легко реализуемые, что позволяет создать институт, чтобы получить реальный результат, объяснил заместитель министра по налогам и сборам Владимир Муквич. Он определил основные сферы деятельности налоговых консультантов в рамках Указа № 338, которые позволят успешно решать проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются налогоплательщики. Замминистра уверен, что деятельность налоговых консультантов позволит удешевить такие услуги за счет конкуренции с аудиторами и юристами. Кроме того, может сократиться время на проведение контрольных мероприятий. В МНС знают, что «многие выражали озабоченность дополнительным обременением бизнеса» при введении в стране института налоговых консультантов. Но государство не навязывает обязательность их услуг: обращаться к ним или нет – любой плательщик решит сам.
Налоговое консультирование – это предпринимательская деятельность. Штатным бухгалтерам предприятий, в обязанности которых входит исчисление налогов, получать аттестат налогового консультанта не понадобится. Он нужен лишь тем, кто оказывает услуги по консультированию по вопросам налогообложения, а также по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, в т.ч. жалоб, и иные услуги, перечисленные в Указе № 338.
ОДНИМ из самых спорных вопросов на стадии подготовки проекта указа была формулировка требований к образованию претендентов на статус налогового консультанта, рассказал замминистра. Некоторые полагали, что речь должна идти только об экономическом образовании, которое «ближе» к исчислению налогов. К тому же это соответствовало бы требованиям к главным бухгалтерам, предусмотренным ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете».
Но авторы Указа № 338 сочли, что допустить к получению квалификационных аттестатов можно и лиц, имеющих высшее юридическое образование (как и при аттестации аудиторов), и даже иное высшее образование при условии прохождения переподготовки на уровне высшего образования по специальности экономического и (или) юридического профиля и наличия стажа работы по этим специальностям не менее 3 лет.
Требование к претендентам на статус консультанта иметь 3-летний опыт работы должно установить определенный барьер, поскольку без практического опыта невозможно оказывать качественные услуги, считает В. Муквич. Основными функциями государственного регулирования этой сферы деятельности являются аттестация, регулярное повышение квалификации, страхование ответственности на сумму не менее 1000 базовых величин, ведение реестра налоговых консультантов.
Ключевую роль в организации этой работы будет играть МНС. В свою очередь палата налоговых консультантов, по мнению замминистра, будет отстаивать интересы налоговых консультантов и контролировать качество оказываемых ими услуг. Предполагается, что эта структура будет играть важную роль в становлении института налоговых консультантов, которому «предстоит пройти очень тяжелый путь». Замминистра не исключает, что в дальнейшем, возможно, придется «подправлять» какие-то моменты в регулировании деятельности налоговых консультантов.
ТАКИМ моментом может стать предусмотренная Указом № 338 услуга по «определению оптимальных решений» в части уплаты налогов. Эту формулировку кое-кто уже воспринял как легализацию деятельности по разработке схем минимизации, а то и уклонения от налогов. В ряде стран существуют довольно жесткие ограничения на оказание услуг по «агрессивному налоговому планированию», а также санкции к тем, кто их оказывает. Но у нас пока вопрос так не стоит. Как объяснил В. Муквич, предложения о введении административной ответственности при подготовке проекта указа обсуждались, но были отклонены. По мнению разработчиков, если налоговые консультанты потратили время на получение аттестата, деньги на страхование ответственности, то вряд ли они захотят давать подобные советы, рискуя быть исключенными из Палаты. А помощь в выборе оптимальной системы налогообложения, подходящей для конкретного субъекта хозяйствования в рамках законодательства, можно только приветствовать.
Не считают конструктивной в МНС и критику со стороны отдельных представителей бизнес-союзов, которые считают, что издержки на страхование налоговые консультанты «заложат» в цену своих услуг. Замминистра подчеркнул, что эта услуга добровольная, а государство видит свою задачу в том, чтобы ошибки в исчислении и уплате налогов «не убивали» деятельность субъекта хозяйствования.
Министерство принимает все необходимые меры по реализации Указа № 338, сообщила заместитель начальника главного управления организации контрольной деятельности МНС Галина Ковалева. В настоящее время разрабатывается положение о квалификационной комиссии, порядок проведения экзамена, ведется работа над созданием реестра налоговых консультантов.
ПРЕДСТОИТ выяснить еще немало вопросов, связанных с деятельностью налоговых консультантов. Например, во всех ли случаях можно будет относить на затраты стоимость их услуг. По мнению В. Муквича, такие расходы можно будет включить в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, разумеется, при наличии подтверждающих документов. Надо полагать, что со временем МНС даст официальное разъяснение по этому вопросу, чтобы у субъектов хозяйствования не возникало сомнений. А если они все-таки останутся, то налоговые консультанты сами объяснят своим клиентам, что их услуги являются вполне экономически обоснованными затратами и под действие п. 3 ст. 130 НК не подпадают.
Индивидуальным предпринимателям и коммерческим организациям, которые сегодня занимаются налоговым консультированием, дается «переходный период» до 31.12.2018 г. За это время ИП должны получить аттестат налогового консультанта, а компании – обзавестись в штате работником, имеющим такой аттестат. Сейчас МНС обсуждает с вузами возможности подготовки к сдаче экзаменов. Планируется, что они будут проводиться не реже двух раз в год. Один из них состоится уже весной следующего года, а первые итоги реализации Указа можно будет подвести ближе к середине 2018 г., пообещал В. Муквич.
Поскольку Указ № 338 вступит в силу 24 декабря т.г., мы только в следующем году узнаем, сколько окажется желающих стать налоговыми консультантами. А насколько эти услуги будут востребованы, станет видно еще позже. Аудиторы-то никуда не исчезнут и по-прежнему продолжат оказывать сопутствующие услуги, значительную часть которых всегда составляли консультации по налогам.