Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Исследования
05.01.2023 15 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Живут сегодняшним днем, но рассчитывают на улучшение финансового положения: планы на 2023 год глазами белорусских офисов

Фото: freepik.com

Завершившийся год выдался непростым и принес немало потрясений, заставил нас привыкать к новой реальности с чувством постоянной неопределенности, к санкционному давлению и постоянным изменениям ситуации вокруг. Бенчмаркинговое агентство ICRA решило спросить у сотрудников белорусских офисов об их итогах 2022 года и планах на 2023 год.

Время подводить итоги 

Декабрь – традиционное время подведения итогов и составления новых планов. Психологи называют это «эффектом свежего старта». Каждый год мы загадываем выучить три языка, начать правильно питаться, пить меньше кофе – и уже к февралю успешно забываем про половину задуманного. В этом мы не одиноки: по данным исследования научного института Statistic Brain, только 8% людей достигают целей, поставленных на Новый год. Исследователи проанализировали более 800 млн новогодних планов и выяснили, что день, когда большинство из нас откажутся от задуманного, – 19 января. Исследователи назвали это «Днем Квиттера» (от англ. – quit).

По данным Statistic Brain, 75% людей в феврале все еще настроены реализовать новогодние планы, но к середине года их доносят лишь 46%. Интересно, что респонденты младше 20 лет более мотивированы достигать задуманного: среди них вероятность успеха на 25% выше, чем у людей 50+. Из всех, кто составляет списки планов и торжественно выпивает их пепел с новогодним шампанским, только 45% действительно прилагают хоть какие-то усилия для реализации своих целей.

Исследователи агентства ICRA задали своим респондентам 16 вопросов об итогах года и планах, предлагаем изучить результаты. 

1. Удалось ли вам реализовать цели, которые вы себе ставили в начале 2022 года?

Самым популярным ответом на этот вопрос стал «Реализовал частично» – его выбрали 38,5% респондентов. На втором месте – «Реализовал все и даже чуть больше» (26,9%). Дальше идут варианты «Все полетело в тар-тара-ры» и «Реализовал почти все, что планировал», у которых по 15,4%.

Результаты исследований показывают, что 52% людей имеют конкретную жизненную цель. Однако другая часть (почти половина нашего общества) живет без какого-либо явного представления о том, чего бы они хотели достичь в будущем. 26% не могут назвать что-то конкретное, отличимое от их повседневности – работы, дел по дому, времяпрепровождения с семьей. Для представителей этой группы понимание жизненной цели эквивалентно воспроизводству сложившегося образа жизни. Еще 22% не имеют цели, т.к. считают, что все, что могли, уже достигли. Так, в основном, отвечали люди, старшего возраста.

2. Как вы оцениваете свои изменения в личной жизни в 2022 году?

Респонденты назвали перемены, которые произошли в их жизни. Так, 56% респондентов стали больше работать и меньше отдыхать. 54% опрошенных стали больше времени проводить в интернете в поисках информации. 48% участников мониторинга стали проводить больше времени с семьей.

Люди стали уделять больше времени и внимания здоровому образу жизни и своим увлечениям. Более трети опрошенных заявили, что стали больше читать и заниматься физкультурой и спортом — по 34 и 36%, соответственно; 37% увеличили время пребывания на свежем воздухе. Трудовая нагрузка выросла прежде всего у респондентов в возрасте от 36 до 45 лет (72%).

Женщины больше времени проводят с семьей (56% против 36% у мужчин), читают книги (48% против 24% у мужчин) и меньше времени проводят в интернете (11% против 22% у мужчин).

Исследователи отмечают сейчас три актуальных тренда в переменах образа жизни: усиление информационного онлайн-потребления, увеличение рабочих часов в счет отдыха и фокус на укреплении внутрисемейных связей. 

Согласно результатам исследования, 57,7% респондентов оценили свою личную жизнь в уходящем году положительно, а 7,7% находились в полном восторге от нее. У 11,5% респондентов не произошло ощутимых изменений ни в лучшую, ни в худшую стороны, за что они и благодарны. Суммарно, счастливчиками 2022 года можно назвать почти 77% респондентов. Оставшейся почти четверти респондентов (23%) повезло в 2022 году чуть меньше. С точки зрения гендерного фактора, личная жизнь представительниц прекрасной половины офисного персонала наших компаний, по мнению респондентов, была чуть более яркой, чем у мужчин.

3. Как вы оцениваете свои изменения в профессиональной сфере по итогам 2022 года?

69,3% респондентов положительно оценили уходящий год с точки зрения своей профессиональной жизни: 23,1% значительно продвинулись в своей профессии и 46,2% имеют в ней положительные сдвиги.

4. Какие изменения в карьере у вас произошли по итогам 2022 года?

Почти четверть респондентов (23,1%) поднялись на более высокие позиции в карьере, а у более, чем трети (38,5%) появились в 2022 году реальные перспективы для карьерного роста.

5. Как вы оцениваете свое материальное положение по итогам 2022 года?

26,9% респондентов считают, что их материальное положение, по сравнению с 2021 годом, не изменилось, треть респондентов (34,6%) отметили, что оно немного улучшилось. Каждый десятый респондент (11,5%) отметил значительное улучшение своего материального положения в уходящем году. Об ухудшении своего материального положения
заявили почти 27% респондентов.

При этом об ухудшении своих материальных условий говорили чаще всего опрошенные в возрасте 46–55 лет и фрилансеры. Улучшение финансовых условий заметили в большей степени респонденты 18–30 лет и владельцы бизнеса.

6. Как вы оцениваете свое физическое состояние по итогам 2022 года?

Большинство участников опроса (50,5%) отметили отсутствие изменений в своем физическом состоянии, а 23,1% отметили даже некоторое его улучшение по сравнению с 2021 годом. Но, 18,4% (почти каждый пятый) сообщили о негативных изменениях в своем физическом состоянии, и это вызывает достаточно сильное беспокойство. Отметим, что женщины оценивают свое физическое состояние немного хуже, чем мужчины.

Согласно результатам исследования, большинство респондентов в 2022 году стали относиться к здоровью более внимательно. При этом доля женщин, обеспокоенных своим самочувствием, больше, чем мужчин. Треть мужчин признаются в том, что мысли о здоровье не вызывают у них тревоги. Среди женщин эта доля ниже. Сильнее всего о своем самочувствии беспокоятся респонденты старшего возраста. Респондентов от 18 до 35 лет здоровье волнует меньше. Более половины респондентов стали внимательнее относиться к состоянию своего организма из-за пандемии COVID-19.

7. Как вы оцениваете устойчивость организации, в которой вы работали в 2022 году?

В среднем респонденты ставили оценку 6,9 балла из 10. При этом руководители компаний, где работают до 10 человек, ставили в среднем 5,9 балла, а руководители организаций с 500 и более сотрудников — 7,8 балла.

Большинство опрошенных (38,5%) отметили, что их компания столкнулась с трудностями в уходящем году, но несмотря на это пытается расти. Среди них 55% сообщили о повышении цен поставщиков, 51% – о снижении доходов, 48% – о перебоях с поставками. По 46% отметили уменьшение действующих и новых клиентов; 45% – увеличение расходов компании; 28% –прекращение сотрудничества с поставщиками; 28% столкнулись с задержкой оплаты клиентами.

18,2% отвечавших отметили, что их компания растет и успешно развивается. В то же время, 30,8% компаний затаились и ждут лучших условий, а 11,5% отметили, что их организация «дышит на ладан».

8. Уровень удовлетворенности респондентов уходящим 2022 годом.

Варианты ответов варьировались от 1 (полная неудовлетворенность) до 10 (полный восторг).

В результате, общий уровень удовлетворенности респондентов итогами уходящего 2022 года составляет по 10-бальной шкале – 6,23.

9. Будете ли вы ставить себе свои личные цели и планировать свой 2023 год?

Каждый четвертый респондент строит план на год вперед (23,1%): 15,4% делают свой план максимально детальным и еще 7,7% разобьют свой план на конкретные задачи. Живут сегодняшним днем более половины респондентов (53,8%), где 50% просто мысленно сформулируют свои желания, а 3,8% не будут делать даже этого. Чаще других планируют будущее мужчины (56%); 26–35-летние (61%); люди с хорошим материальным положением (68%).

С возрастом стремление планировать ощутимо снижается, и в группе 55+ уже 39% сообщают, что предпочитают жить сегодняшним днем. Это в 3,3 раза выше, чем среди молодежи 18–25 лет.

Стратегия планирования в целом и долгосрочного планирования в частности дифференцируется размером населенного пункта: чем больше размер населенного пункта, тем чаще его жители конструируют свой образ будущего. Однако в Минске и областных центрах страны треть опрошенных приостановили свои планы из-за нестабильной ситуации в стране и мире (30%).

Несмотря на то, что респонденты стали меньше планировать, 90% из тех, кто это продолжает делать, отметили, что планы чаще всего или даже практически всегда удается реализовать. В большей степени это характерно для молодежи и активного трудоспособного возраста (18–45 лет), имеющих высшее образование, и людей с высоким потребительским статусом.

10. Какие цели в профессиональной сфере вы поставите себе на 2023 год?

По результатам опроса, треть респондентов (34,6%) планируют не только повысить свой профессиональный уровень, но и освоить новую профессию; 23,1% намерены пойти на обучение и повышение квалификации в своей профессии; 19,2% планируют повышать свою квалификацию, подпиской на профильные ТГ-каналы и страницы соцсетей. 23,1% не имеют мотивации к профессиональному развитию и здесь важна работа непосредственных руководителей и HR-ов, чтобы поднять мотивацию к повышению профессиональной квалификации этой категории респондентов.

В данном опросе видна большая мотивация и заинтересованность у специалистов, чем у руководителей, что тоже вызывает некоторую тревогу и должно стать ориентиром в работе для собственников и руководителей компаний.

11. Какие цели в карьерном развитии вы поставите себе на 2023 год?

Исследование показало, что 27,5% опрошенных приложат максимум усилий, чтобы продвинуться в карьере в наступающем году, а 26,9% хотят в 2023 году создать свой бизнес. Остальные 45,6% не планируют своего карьерного развития либо по причине отсутствия мотивации (19,2%), либо надеются на удачу (26,4%). Очень интересно, что большую мотивацию в карьерном вопросе показывают специалисты, а не руководители.

12. Какие у вас виды на изменение вашего финансового положения в 2023 году?

80,8% участников исследования считают, что в ближайший год их финансовое положения улучшится. Причем 42,3% считают, что оно улучшится незначительно, а 38,5% – что они добьются значительных успехов в этом. 15,4% считают, что оно не изменится, а 3,8% настроены очень пессимистично. При этом ухудшения финансовых условий ожидают чаще всего респонденты старше 55 лет и опрошенные из областных центров страны. Больший оптимизм в этом вопросе проявляют руководители различных уровней управления.

13. Есть ли у вас в планах сменить свою профессиональную деятельность в 2023 году?

Не планируют менять профессиональную деятельность 76,9% респондентов, положительно ответили 23,1% опрошенных.

14. Есть ли у вас в планах сменить место работы в 2023 году?

Более половины респондентов декларируют нежелание менять место работы и сферу деятельности (57,7%). Четверть респондентов так или иначе выступают за карьерные изменения и хотели бы поменять место работы, сферу деятельности или одно из двух (23,1%). К кардинальным переменам – смене места работы и профессии – готовы 42,3% из них. Запрос на подобные перемены имеется в основном у молодых людей 18-25 лет и у руководителей.

15. Есть ли у вас в планах сменить свое место жительства в 2023 году?

Положительно на этот вопрос ответили 23,1% респондентов, остальные менять место жительства не планируют.

16. Уровень ожиданий респондентов от наступающего 2023 года.

Респондентам предложили выбрать варианты от 1 (полная неудовлетворенность) до 10 (полный восторг). В результате общий уровень ожиданий составляет 6,92.

Об исследовании

Исследование проводилось в Беларуси с 14 по 24 декабря 2022 г. Участие в нем приняли 364 респондента из 275 компаний. Опрос проводился только среди офисного персонала частных компаний. Из них 53,8% мужчин и 46,2% женщин; по категориям персонала – руководители (23,1%) и специалисты (76,9%). Возрастной спектр респондентов: молодежь 18-25 лет (3,8%); 26-35 лет (26,9%); 36-45 лет – самая большая аудитория (46,2%); 45-55 лет (15,4%) и 55+ (7,7%).

Принимая во внимание, что общее количество офисного персонала в стране составляет ~ 1 млн человек, размер выборки в 364 респондента, при доверительной вероятности (надежности результатов) 94% и доверительному интервалу погрешности выборки ± 5%, является репрезентативным, а результаты исследования можно распространить на всю генеральную совокупность – общее количество офисного персонала.

Агентство ICRA (Information Capital Research Agency) – бенчмаркинговое агентство, созданное в Беларуси в 2022 г. Его цель – проводить исследования, указывать бизнесу на болевые точки и слабые места, показывать, какие метрики и на каком уровне находятся у лучших компаний в отрасли, как улучшить управление и многое другое.

Читайте нас в Telegram и Viber
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений