Ждать ли молодого специалиста после службы
Молодой специалист прибыл с отработкой (5 лет) и призван на военную службу.
Обязан ли он после службы вернуться в организацию на работу для окончания срока отработки?
Увольнение молодых специалистов, молодых рабочих (служащих) или перевод их на работу, которая не связана с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией, до окончания указанного в свидетельстве о направлении на работу срока обязательной работы запрещается, за исключением случаев1:
– перехода на выборную должность (п. 4 ст. 35 ТК);
– принятия решения учреждением образования о перераспределении молодого специалиста, молодого рабочего (служащего) либо о выдаче ему справки о самостоятельном трудоустройстве;
– зачисления в учреждение образования на обучение в дневной форме получения образования более высокого уровня (ступени);
– нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора (ст. 41 ТК);
– увольнения по инициативе нанимателя по основаниям, предусмотренным в п.п. 1, 2, 4–9 ст. 42 ТК и в п.п. 2–7 ст. 47 ТК, а также по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, предусмотренным в п.п. 1–3, 5–7 ст. 44 ТК.
Пунктом 1 ст. 44 ТК предусмотрено прекращение трудового договора с работником по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в частности, в связи с призывом на военную службу.
Гарантии для работников в связи с призывом или приемом на военную службу, направлением на альтернативную службу, а также для лиц, уволенных с военной службы, установлены соответственно ст.ст. 340 и 342 ТК.
Работникам, призванным на военную службу, выплачивается выходное пособие (ч. 1 ст. 340 ТК) в размере не менее 2-недельного среднего заработка.
Направление на работу выпускников регулирует ст. 84 Кодекса об образовании (далее – Кодекс).
Направление на работу выпускников – процедура определения места работы в соответствии с заключенными договорами для выпускников, получивших в дневной форме получения образования послевузовское образование за счет средств республиканского бюджета (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), высшее образование I ступени, среднее специальное или профессионально-техническое образование на условиях целевой подготовки, за счет средств юридических лиц (ИП), осуществляемая государственными учреждениями образования (государственными организациями, реализующими образовательные программы послевузовского образования) или в случаях, установленных Правительством, госорганами.
Выпускники, которые направлены на работу, обязаны отработать сроки обязательной работы при направлении на работу, установленные п. 2 ст. 84 Кодекса или соответствующими договорами.
Срок обязательной работы при направлении на работу для выпускников, получивших высшее образование I ступени на условиях целевой подготовки, устанавливается не менее 5 лет, для выпускников, получивших среднее специальное образование на условиях целевой подготовки, – не менее 3 лет, для выпускников, получивших профессионально-техническое образование на условиях целевой подготовки, – не менее 2 лет (п. 2 ст. 84 Кодекса).
Для лиц, получивших соответствующее образование на условиях целевой подготовки, в срок обязательной работы при направлении на работу по желанию выпускника засчитывается период военной службы по призыву.
Указанные в п. 2 ст. 84 Кодекса сроки обязательной работы при направлении на работу исчисляются с даты заключения трудового договора между выпускником и нанимателем.
Выпускники, направленные на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), являются в течение срока обязательной работы молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими) (п. 4 ст. 84 Кодекса).
Статья 88 Кодекса предусматривает возмещение в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего.
Выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, направленные на работу в соответствии с договором о целевой подготовке и не отработавшие установленный срок обязательной работы, обязаны возместить в республиканский и (или) местные бюджеты средства, затраченные государством на их подготовку (п. 1 ст. 88 Кодекса).
Обязанность по возмещению в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на подготовку специалиста (рабочего, служащего) на условиях целевой подготовки, солидарно несет организация – заказчик кадров, если соответствующий договор будет расторгнут с нарушением порядка, устанавливаемого Правительством.
Согласно п. 5 ст. 88 Кодекса выпускники, направленные на работу в соответствии с договором о целевой подготовке, освобождаются от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на их подготовку, если они:
– являются детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, инвалидами I или II группы, при невозможности предоставления путем последующего направления на работу нового места работы с учетом состояния их здоровья по месту жительства родителей, мужа (жены) или с их согласия иного имеющегося в наличии места работы;
– имеют одного из родителей, или мужа (жену) инвалида I или II группы, или ребенка-инвалида, при невозможности предоставления путем последующего направления на работу нового места работы по месту жительства этих родителя, мужа (жены), ребенка-инвалида;
– имеют медицинские противопоказания к работе по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации, при невозможности предоставления путем последующего направления на работу нового места работы с учетом состояния их здоровья.
В соответствии с п. 6 ст. 88 Кодекса выпускники, направленные (перенаправленные) на работу в соответствии с договором о целевой подготовке, освобождаются от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на их подготовку, если трудовой договор (контракт) с ними расторгнут в связи с:
– ликвидацией организации, прекращением деятельности ИП, сокращением численности или штата работников (п. 1 ст. 42 ТК), при невозможности предоставления путем последующего направления на работу нового места работы;
– нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора (ст. 41 ТК), при невозможности предоставления путем последующего направления на работу нового места работы;
– несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы (п. 2 ст. 42 ТК), при невозможности предоставления путем последующего направления на работу нового места работы;
– неявкой на работу в течение более 4 месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности (не считая отпуска по беременности и родам), если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании (п. 6 ст. 42 ТК), при невозможности предоставления путем последующего направления на работу нового места работы;
– обстоятельствами, не зависящими от воли сторон (п.п. 2 и 3 ст. 44 ТК), при невозможности предоставления путем последующего направления на работу нового места работы.
Таким образом, вероятность возвращения молодого специалиста зависит от:
– срока, отработанного им до призыва на военную службу;
– желания молодого специалиста включить в период обязательной отработки время прохождения им военной службы по призыву;
– наличия оснований для освобождения выпускника, направленного на работу в соответствии с договором о целевой подготовке, от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на их подготовку, по основаниям, предусмотренным п. 5 ст. 88 Кодекса.
1Пункт 33 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утв. постановлением Совмина от 22.06.2011 № 821.