$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Ждать ли 5-процентной инфляции в следующем году?

14.08.2018
Ждать ли 5-процентной инфляции в следующем году?
Фото: Reuters

Базовый сценарий проекта бюджета РБ-2019 предполагает, что инфляция по итогам года не превысит 5%.

Инфляция в Беларуси второй год стабилизировалась и остается на достаточно низком уровне. Тенденция свойственна как для общего показателя инфляции (индекс потребительских цен), так и для показателей, характеризующих изменение свободных цен.

Так, например, за период июнь 2018 г. к июню 2017 г. прирост потребительских цен составил 4,1%, базовая инфляция – 3,1%. В июле базовый индекс потребительских цен, исключающий изменения цен на отдельные товары и услуги, подверженные влиянию факторов административного и сезонного характера, в годовом выражении составил 104,1% (см. рис.).

Динамика индекса потребительских цен на товары и услуги (предыдущий месяц = 100) за период 01.2016 – 07.2018 гг.

Отметим, что с ноября прошлого года ежемесячная динамика потребительских цен имеет в среднем нисходящий характер, а за предыдущие два года индекс укладывался в границы 100–101%. Более того, с учетом динамики в последние месяцы, нижняя граница коридора и вовсе опустилась ниже 100% и стремится к уровню 99,5%, т.е. фактически дефляции.

Потребительские цены на продовольственные товары за год возросли на 2,6%, на непродовольственные – на столько же. Тарифы на услуги увеличились в годовом выражении гораздо значительнее – на 9,3%.

Пока складывающаяся ситуация оказывается даже ниже установленного на 2018 г. прогнозного уровня (до 6% декабрь 2018 г. к декабрю 2017 г.), а также среднесрочной цели по инфляции, которая согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утв. Указом Президента от 15.12.2016 № 466, к концу 2020 г. должна укладываться в рамки 5%. Для обеспечения устойчивости ожидаемого результата уже на следующий год в проекте бюджета Беларуси ожидается, что инфляция не превысит указанный уровень.

Отсюда, при положительном влиянии фактически складывающейся инфляции, одной из ключевых задач по ценовой стабильности для ближайших лет является обеспечение устойчивости достигнутых результатов и устранение предпосылок для формирования более высоких темпов роста цен на отдельные товары и услуги.

К примеру, в июне 2018 г. административно регулируемые цены и тарифы возросли в стране на 9,1% в годовом выражении. А значит, для указанной группы также необходимо добиться, чтобы прирост цен (тарифов) на большинство товаров и услуг не превышал базовую инфляцию.

В настоящее время правительство и Нацбанк проводят работу по обновлению и корректировке антиинфляционной программы страны, в которой в первую очередь усиливается комплекс мероприятий, направленных на устранение имеющихся диспропорций в ценообразовании и сокращение темпов роста административно регулируемых цен и тарифов, а также придается большое значение развитию конкуренции и снижению монополизации экономики Беларуси.

В отношении последующей динамики инфляции во второй половине 2018 г. ожидается определенный прирост ее уровня в годовом выражении с учетом влияния регулируемых цен и других факторов. Так, в выражении декабрь 2018 г. к декабрю 2017 г. ожидаемая инфляция будет находиться в пределах 5,5%, что, тем не менее, соответствует установленной цели на текущий год.

В режиме инфляционного таргетирования важнейшее значение отводится оценке и управлению инфляционными ожиданиями, которые, по свежим оценкам Нацбанка, постепенно снижаются. Так, за год особенно заметно сократилась доля ожидающих ускорения темпов роста цен. В то же время этот процесс не имеет достаточно устойчивого характера. Кроме того, сохраняется разрыв между ощущаемой и ожидаемой населением инфляцией и ее фактическим уровнем.

Практически половина рес­пондентов опросов Нацбанка считает, что за прошедший год цены выросли очень сильно. В то же время около 2/3 опрошенных считает, что в ближайший год цены будут расти так же интенсивно, как сейчас. Учитывая относительно высокий уровень ожиданий и их инерционность (медленную изменчивость), совместная с правительством работа по снижению инфляционных ожиданий становится одной из приоритетных задач.

Очевидно, что важно зафиксировать ожидания на уровне, близком к целевому. При обновлении антиинфляционной про­граммы предусматривается ряд мер, направленных именно на управление инфляционными ожиданиями.

Основной целью денежно-­кредитной политики в 2019 г. станет ограничение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, в пределах 5% (декабрь 2019 г. к декабрю 2018 г.). Также Нацбанк намерен продолжить использование режима монетарного таргетирования.

Логично, что и процентная политика будет проводиться с учетом необходимости достижения целевого показателя по инфляции.

С учетом достаточно неплохой управляемости ситуации у правительства и Нацбанка есть вполне осязаемые основания для того, чтобы базировать проект бюджета-2019 и связанные с ним ключевые макроэкономические индикаторы на вышеприведенных и ожидаемых показателях по инфляции.

Автор публикации: Константин АЛЕХИН