Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Защита интересов кредитора путем оспаривания сделок должника

При экономической несостоятельности (банкротстве) (далее – банкротство) должника совершенные им сделки могут быть признаны недействительными по общим основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом (ГК), или по спецоснованиям, установленным законодательством о банкротстве.

Оспоримые и ничтожные сделки

В соответствии с п. 1 ст. 167 ГК все недействительные сделки подразделяются на оспоримые и ничтожные (см. также «ЭГ» № 42 от 08.06.2018 г.).

К оспоримым относятся сделки, которые с момента их заключения порождают у сторон права и обязанности, но впоследствии могут быть признаны судом недействительными в результате оспаривания сделок по основаниям, предусмотренным ст.ст. 174–180 ГК или (при рассмотрении дела о банкротстве) ст.ст. 109, 110, 113 и 114 Закона от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон).

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения; однако если из содержания сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время.

Если при рассмотрении иска о признании сделки недействительной в силу ее оспоримости установлено наличие предусмотренных законодательством оснований считать данную сделку ничтожной, суд должен отказать в удовлетворении данного иска, одновременно констатируя в мотивировочной части решения ничтожность такой сделки. Ничтожные сделки являются недействительными с момента их заключения и не порождают у сторон прав и обязанностей независимо от того, признаны они таковыми судом или нет.

К ничтожным по общим основаниям относятся сделки:

– недействительные в силу факта их несоответствия требованиям законодательства, если законодательный акт не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 169 ГК). Требования к совершению определенных сделок могут содержаться как в законодательных, так и в подзаконных актах; они могут касаться формы сделки, условий ее совершения, результат сделки может противоречить требованиям законодательства;

– совершенные в нарушения прямого запрета законодательства (ст. 170 ГК). В частности, таковой является сделка, заключенная одним и тем же физическим лицом, выступающим от имени разных субъектов гражданских правоотношений (к примеру, как руководителем юридического лица, с одной стороны, и ИП – с другой) вследствие нарушения запрета, установленного п. 3 ст. 183 ГК;

– мнимые и притворные сделки (ст. 171 ГК);

– совершенные гражданами, признанными недее­способными вследствие психического расстройства (ст. 172 ГК);

– совершенные несовершеннолетними, не достигшим 14 лет (ст. 173 ГК).

Однако если за нарушение установленных законодательством требований или за совершение сделки в нарушение запрета законодательства предусмотрена иная ответственность (к примеру, административная), наличие таких обстоятельств расценивается в качестве иных последствий нарушения, а сделка в подобном случае будет считаться действительной.

В связи с вышесказанным на практике могут возникать сложности с обоснованием недействительности сделок.

Предъявление требований
о недействительности сделок

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено только лицами, указанными в нормах ГК и иных законодательных актах, устанавливающих оспоримость сделок. Поэтому в случае отсутствия у истца права на предъявление иска о признании оспоримой сделки недействительной суды отказывают в удовлетворении исковых требований.

Обязанность предъявлять в экономический суд требования о признании сделок недействительными, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных законодательными актами, ст. 42 Закона возложена на временного управляющего, а согласно ст. 77 Закона управляющий с момента его назначения обязан предъявлять в экономический суд требования о признании сделок недействительными и о применении последствий их недействительности.

Требование о признании оспоримой сделки недействительной по специальным основаниям, установленным Законом, может быть предъявлено только управляющим, который может действовать как по собственной инициативе, так и на основании решения собрания или комитета кредиторов.

Особенностью исков о признании недействительной сделки должника при банкротстве являются специальные сроки исковой давности, которые начинают течь с момента, когда управляющий мог и должен был узнать о такой сделке.

В отличие от оспоримой сделки требование об установлении факта ничтожности сделки или о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть заявлено неограниченным кругом лиц, интересы которых нарушены такой сделкой.

Это могут быть как имеющие непосредственный интерес в исходе дела юридические лица и ИП (а в случаях, предусмотренных законодательными актами, – организации, не являющиеся юридическими лицами, и граждане), на права и обязанности которых непосредственно влияет ничтожная сделка, так и выступающие в силу предоставленных законодательством полномочий в защиту государственных и общественных интересов.

Заинтересованность госорганов состоит в защите государственных или общественных интересов либо в защите нарушенного ничтожной сделкой права. Суд вправе установить факт ничтожности сделки и по своей инициативе, в этом случае он применяет последствия недействительности ничтожной сделки.

Специальные основания для оспаривания сделок при банкротстве

К оспоримым по спецоснованиям при банкротстве должника отнесены следующие сделки:

1) совершенные в течение:

– 6 месяцев до начала производства по делу о банкротстве или после его возбуждения, если они влекут предпочтительное удовлетворение имущественных требований одних кредиторов перед другими кредиторами, возникших до совершения этих сделок, или связаны с выплатой члену кооператива (лицу), выходящему (исключенному) из кооператива, стоимости пая, выдачей иного имущества либо осуществлением иных выплат, установленных уставом кооператива, или связаны с получением (отчуждением) либо выделом доли в имуществе должника – юридического лица или ее стоимостного либо имущественного эквивалента участнику в связи с его выходом из состава участников. Однако по данному основанию могут быть оспорены только такие сделки должника, которые влекут предпочтение в удовлетворении имущественного требования, возникшего до совершения оспариваемой сделки;

– 1 года до начала производства по делу о банкротстве или после его возбуждения, если этими сделками должник умышленно нанес вред интересам кредиторов, а другие стороны сделок знали или должны были знать об этом;

– 3 лет до начала производства по делу о банкротстве или после его возбуждения, если должник вызвал свою неплатежеспособность уголовно наказуемым деянием, установленным вступившим в законную силу приговором суда, а другие стороны сделок знали или должны были знать об этом или если должник путем совершения таких сделок умышленно нанес вред интересам кредиторов, а другие стороны сделок были заинтересованными в отношении должника лицами, которые, как предполагается, знали о том, что должник совершением этих сделок умышленно нанес вред интересам кредиторов (если такая сделка была совершена после того, как должник узнал или по обстоятельствам дела должен был узнать о намерении кредитора подать заявление кредитора, то предполагается, что должник умышленно нанес вред интересам кредиторов);

2) договор дарения (за исключением договора дарения, не требующего в соответствии с законодательством совершения в письменной форме), а также сделка, имеющая характер дарения, когда в силу неравенства обязательств сторон очевидно, что договор купли-продажи, мены или иная сделка должника хотя бы частично совершены не в его пользу по цене, существенно заниженной или завышенной относительно цены, обычно взимаемой за аналогичные товары, работы, услуги (при рассмотрении иска о признании такой сделки недействительной суд устанавливает факт неравноценности встречного исполнения обязательства, под которым следует понимать любую передачу имущества или иное исполнение обязательств, когда рыночная стоимость переданного должником имущества или осуществленного им иного исполнения обязательств существенно выше (ниже) стоимости полученного встречного исполнения, определенной с учетом условий и обстоятельств такого встречного исполнения), совершенные в течение:

– 6 месяцев до начала производства по делу о банкротстве или после его возбуждения, если в этих случаях имеется прямая или косвенная связь с наступлением неплатежеспособности должника или ее увеличением;

– 1 года до начала производства по делу о банкротстве, а если одаряемым было заинтересованное в отношении должника лицо, – в течение 3 лет до начала производства по делу при условии, если одаряемый или должник не докажут, что у должника после дарения оставалось имущество, которое соответствовало размерам его долгов и на которое можно было бы обратить взыскание;

3) раздел имущества между должником – ИП и его супругой (супругом) или между должником и иными собственниками имущества, принадлежащего им на праве общей собственности, если должник отказался от своей доли в общей собственности или получил меньше причитающейся ему доли, если этот раздел произведен в течение 3 лет до начала производства по делу о банкротстве или после его возбуждения, а другой собственник такого имущества или должник не докажут, что у должника после раздела оставалось имущество, которое соответствовало размерам его долгов и на которое можно было бы обратить взыскание;

4) договор о залоге, если он был заключен должником до момента открытия в отношении него конкурсного производства одновременно с возникновением долга либо непосредственно после его возникновения, и если он заключен:

– в течение 6 месяцев до начала производства по делу о банкротстве или после его возбуждения;

– с заинтересованным в отношении должника лицом в течение одного года до начала производства по делу о банкротстве или после его возбуждения, если это лицо или должник не докажут, что должник в это время не был неплатежеспособным и не стал неплатежеспособным вследствие передачи предмета залога.

Следует отметить, что под сделками должника, которые могут быть оспорены по спецоснованиям, установленным Законом, понимаются также действия, выразившиеся в исполнении обязательств (погашение должником долга в пользу кредитора, передача должником имущества в собственность кредитора), или иные действия, влекущие такие же правовые последствия (зачет, новация, отступное); к оспоримым относятся также действия (сделки), совершенные кредитором в одностороннем порядке, такие как зачет.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений