$

2.0508 руб.

2.3366 руб.

Р (100)

3.0610 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

-0.20%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

236.98 руб.

Тарифная ставка первого разряда

34.00 руб.

Новости законодательства

Закупки за собственные средства: правила планируется изменить

29.07.2018
Закупки за собственные средства: правила планируется изменить
Фото: «ПРЯМИЙ»

В Беларуси организациям госсектора следует готовиться к корректировке своей закупочной деятельности. Министерством антимонопольного регулирования и торговли подготовлен проект Указа Президента «О закупках товаров (работ, услуг) за счет собственных (внебюджетных) средств» (далее – проект), который вынесен на общественное обсуждение.

 

Действующий порядок ведет к неравным условиям

 

Отметим, документ касается следующих организаций госсектора: бюджетных организаций, государственных унитарных предприятий, иных юридических лиц, имущество которых находится в госсобственности, хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 25% акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или ее административно-территориальной единице, либо организациям, имущество которых находится в госсобственности. В настоящее время в своей закупочной деятельности за счет собственных средств они руководствуются требованиями постановления Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229) и решениями местных советов депутатов.

Между тем, практика показывает, что установленный ими порядок несовершенен и вызывает многочисленные жалобы участников процедур закупок в органы госуправления. МАРТ отмечает, в частности, что каждой организацией, устанавливаются особенности проведения закупок, характерные только для нее, что ведет к созданию неравных условий для потенциальных поставщиков товаров (работ, услуг), в том числе в пределах одной и той же отрасли. Поэтому правительство поручило минимизировать негативные последствия нынешней практики, в результате чего и появился предлагаемый документ уже президентского уровня, направленный на совершенствование правовой среды и установление общего для указанных выше организаций порядка закупок за счет собственных средств.

 

Перечень неурегулированных закупок сокращен

 

Проект уточняет источник финансирования закупок: средства в обязательном порядке должны быть собственными (внебюджетными). Под ними понимаются средства, полученные заказчиком от приносящей доходы деятельности, кредитные (заемные) средства, а также средства, полученные из инвестиционных фондов. При этом планируется расширение действия предлагаемого порядка, так как под закупкой за счет собственных (внебюджетных) средств понимается приобретение заказчиком товаров, в том числе путем заключения договора финансовой аренды (лизинга), работ и услуг для собственного производства и (или) потребления. По мнению разработчиков, такие изменения позволят устранить нынешние разногласия по вопросу приобретения товаров в лизинг.

Предлагаемый порядок не распространяется на закупки работ (услуг), выполняемых (оказываемых) за пределами Беларуси, а также перечень товаров (работ, услуг), оформленный в отдельное приложение по аналогии с постановлением № 229. Обращает на себя внимание существенное сокращение позиций (до 35) планируемого перечня, по сравнению с действующим. В частности, исключены позиции, касающиеся ряда конкретных товаров, производимых отечественными субъектами хозяйствования, которые активно лоббировали свои интересы в правительстве.

Важным новшеством является пересмотр правовых требований, касающихся процедуры закупок из одного источника, которая, как указывается в документе, является неконкурентной. В проекте в виде приложения сформирован перечень случаев осуществления закупок за счет собственных средств с применением данной процедуры. В нем 10 позиций, в числе которых ряд случаев закупок, в настоящее время выведенных из-под действия законодательства о закупках за счет собственных средств.

В соответствии с документом процедуру закупки из одного источника можно применять, например, при возникновении срочной необходимости в закупке конкретных товаров (работ, услуг) в случае, если применение конкурентных процедур закупок невозможно из-за отсутствия необходимого времени на их проведение. Также планируется разрешить данную процедуру в случае возникновения у организации, осуществившей закупку за счет собственных средств у определенного поставщика, потребности в дополнительном количестве закупленных товаров, правда, не превышающей 10% количества товаров, предусмотренного договором. Кроме того, определены ограничения по цене дополнительного объема товаров, закупаемого заказчиком.

 

Барьер для дробления

 

Стоит обратить внимание на новшества, предлагаемые в отношении регулирования закупок за счет собственных средств небольших объемов товаров (работ, услуг). В настоящее время установлено, что на закупки товаров (работ, услуг) на сумму до 1000 базовых величин (БВ) по одной сделке на дату принятия организацией решения о проведении закупки действие постановления № 229 не распространяется. Так вот, практика показала, что с целью вывода таких закупок из-под норм правового регулирования заказчики прибегают к дроблению закупок. Скажем, организации необходимо закупить товаров стоимостью 1,8 тыс. БВ. Чтобы уйти от применения норм постановления № 229, заказчик осуществляет закупку в два этапа, оформляя ее по двум договорам с поставщиком и финансированием по 900 БВ.

Подобные инициативы, естественно, снижают, эффективность закупочной деятельности организаций госсектора. В целях ее повышения закупки однородных товаров (работ, услуг) на сумму до 1000 БВ в год включены в проекте в перечень случаев с применением процедуры закупки из одного источника. Под однородными понимаются товары (работы, услуги), относящиеся к одному подвиду ОКРБ «Классификатор продукции по видам экономической деятельности».

 

Протоколы комиссии в ИС «Тендеры»

 

Впрочем, концептуальный подход к закупкам за счет собственных средств авторами проекта сохранен в нынешнем виде. Как и сегодня, заказчикам предстоит разработать собственный порядок закупок, в котором определить виды процедур закупок, условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки, а также иные положения, связанные с осуществлением закупок за счет собственных средств. Этот порядок, размещаемый в открытом доступе в информационной системе (ИС) «Тендеры» на сайте РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен», должен учитывать ряд установленных проектом особенностей.

В их числе виды конкурентных процедур закупок, которыми определены открытый конкурс, в том числе двухэтапный или с ограниченным участием, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений, процедура запроса предложений, а также иные виды процедур, установленные заказчиком в порядке закупок. Проектом установлены сроки для подготовки и подачи предложений по этим процедурам.

Документ содержит нормы, предписывающие требования к комиссии по проведению процедур, ее работе, составу (не менее 5 человек). Им установлена обязанность размещения на электронной торговой площадке и в ИС «Тендеры», помимо приглашения к участию в процедуре закупки, документов, представляемых участнику для подготовки предложения, протоколов заседания комиссии.

Проект предусматривает возможность конкретизации порядка в документах правительственного уровня. Например, в них могут быть установлены условия допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и предлагающих их поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре закупки.

Автор публикации: Отдел тендерной информации


Право: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях