Закупки из одного источника и за счет собственных средств. Как приобрести и реализовать товары, работы и услуги на бирже
Белорусская универсальная товарная биржа (БУТБ) с 1 октября т.г. запустила в эксплуатацию новый программно-технический модуль «Государственные закупки из одного источника» (далее – модуль), который функционирует на электронной торговой площадке (ЭТП) zakupki.butb.by, сообщила пресс-служба биржи.
Зачем нужен новый механизм
Использование модуля в торгово-закупочной деятельности, с одной стороны, дает возможность заказчикам удаленно и в комфортных условиях приобрести необходимый им товар (работу, услугу), не нарушая при этом законодательства о государственных закупках, а с другой – субъекты хозяйствования, относящиеся к малому и среднему бизнесу, получают новый, бесплатный и очень удобный механизм реализации своей продукции. При этом предложение товаров (работ, услуг), их выбор и оформление сделки купли-продажи осуществляются в электронном виде.
Отметим, что БУТБ здесь выступает в роли своеобразного посредника, который просто сводит вместе покупателей и поставщиков, помогая им найти друг друга.
Правила работы в модуле установлены Временным регламентом (далее – Регламент), который определяет порядок организации и проведения процедуры госзакупки из одного источника в электронном формате на основании п. 9 приложения к Закону от 13.07.2012 «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», в соответствии с которым осуществляется приобретение товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности госзакупки которых составляет не более 300 базовых величин (БВ).
В то же время Регламентом разрешено применять и при осуществлении закупок за счет собственных средств организаций, проводимых на основании п. 9 приложения к постановлению Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств», согласно которому осуществляются закупки товаров (работ, услуг) на сумму до 1000 БВ по одной сделке на дату принятия организацией решения о проведении закупки.
Особо отметим, что работа в модуле осуществляется на безвозмездной основе – это для субъектов хозяйствования, несомненно, станет дополнительным плюсом для выбора именно этого механизма приобретения и реализации товаров (работ, услуг).
Кто может использовать модуль
В модуле имеют право работать:
– заказчики, осуществляющие госзакупки из одного источника и (или) закупки за счет собственных средств и аккредитованные на ЭТП;
– поставщики (подрядчики, исполнители) (далее – поставщики), аккредитованные на ЭТП или (и) прошедшие процедуру регистрации, предусмотренную п. 13 Регламента.
При этом аккредитация на ЭТП осуществляется в обычном порядке, с которым можно ознакомиться на сайте БУТБ.
В то же время, согласно п. 13 Регламента, поставщики, не аккредитованные на ЭТП либо аккредитованные, но не имеющие необходимого действующего сертификата, имеют возможность пройти процедуру регистрации для получения параметров доступа (пароля) для работы в модуле. Она чрезвычайно проста: нужно лишь заполнить анкету, имеющуюся в системе, и вам на указанный в ней номер телефона будут переданы временные параметры доступа (пароль) в модуль в виде SMS.
Для борьбы с возможными попытками осуществить несанкционированный доступ в модуль со стороны третьих лиц максимальная продолжительность бездействия пользователя в нем составляет лишь 20 минут. После этого система «выбросит» вас из модуля, и процедуру регистрации придется начинать заново.
В Регламенте перечислены и определенные технические ограничения использования модуля. Доступ в него возможен с рабочих мест заказчиков и поставщиков, оснащенных компьютерами, на которых устойчиво работают современные интернет-браузеры: Internet Explorer версии 7.0 и выше, Opera версии 11.01 и выше, Mozilla FireFox версии 5.0 и выше, GoogleChrome версии 4.0 и выше и др. Кроме того, у пользователя должен быть канал доступа в интернет со скоростью передачи данных не менее 128 Кбит/с.
Заявки на продажу и покупку
Заявка на продажу, как и запрос (заявка) на покупку товаров (работ, услуг), либо предложение размещаются в модуле путем заполнения экранных форм. Возможно и прикрепление к заявке необходимых документов, что существенно упрощает работу, однако нужно учитывать, что экранные формы в случае каких-либо расхождений имеют приоритет перед такими документами.
При этом в них обязательно должен быть указан код продукции в соответствии с общегосударственным классификатором ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности». Запрос и заявка на покупку могут быть разбиты заказчиком на лоты, в каждый из которых разрешено включать несколько товаров (работ, услуг). Аналогично и в заявку на продажу можно включать несколько товаров (работ, услуг), которые относятся к одному коду ОКРБ 007-2012.
Порядок проведения процедуры закупки
Войдя в модуль, заказчик должен сформировать запрос (заявку на покупку) с указанием срока для подготовки и подачи предложений (не менее одного рабочего дня), и разместить его в каталоге запросов (заявок). После этого он может проинформировать потенциальных поставщиков о проведении им процедуры закупки любыми иными доступными ему способами. Возможны как внесение изменений в запрос (заявку), за исключением предмета закупки и требований к поставщикам, так и его отзыв (деактивация).
В свою очередь, поставщики с помощью модуля подают свои предложения на этот запрос (заявку), содержащие необходимые сведения и документы. Предложения также разрешено менять или деактивировать до истечения установленного заказчиком срока.
После окончания этого срока заказчик выбирает подходящего поставщика и через модуль отправляет ему приглашение и проект соответствующего договора. Тот может с ним согласиться, о чем он должен направить заказчику уведомление, или отказаться заключать договор. При этом отсутствие ответа согласием заключить договор не считается.
До получения уведомления от поставщика заказчик еще имеет право отказаться от проведения закупки путем отзыва (деактивации) приглашения, позже этого сделать уже нельзя.
Еще одна полезная функция модуля: с использованием его возможностей можно сформировать сведения о конъюнктуре рынка по закупаемому товару. Указанная информация будет сформирована в соответствии с кодом ОКРБ 007-2012. Напомним, что она является обязательной при осуществлении госзакупок из одного источника.
Заключительные положения
Несмотря на то что закупка на БУТБ осуществляется в электронном виде, договор между заказчиком и поставщиком должен быть заключен на бумажном носителе. Для этого можно использовать типовую форму договора поставки согласно приложению 2 к Регламенту.
Кроме того, после завершения процедуры закупки (заключения договора) заказчик может с помощью средств модуля сформировать справку о проведении указанной процедуры, соответствующую требованиям законодательства, которую следует разместить на ЭТП не позднее одного рабочего дня, следующего за днем ее утверждения.