Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Законопроекты в защиту экологии: планируются новшества

Фото: neg.by

Палата представителей готовит к рассмотрению во втором чтении поправки в Закон «Об охране атмосферного воздуха», а также законопроект «Об изменении законов по вопросам государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду».

За прошедшие 15 лет в Закон от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон) вносились лишь точечные поправки, поэтому сейчас потребовалась его комплексная корректировка. Документ излагается в новой редакции, обновляется терминология, многие статьи отредактированы с учетом правоприменительной практики.

Худык.jpg
           Андрей Худык

Об ожидаемых новациях законопроекта на сессии рассказал министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Худык.

Во-первых, планируется изменить подход к отнесению объектов воздействия на атмосферный воздух к той или иной категории.

Сегодня природопользователь самостоятельно определяет эту категорию. В то же время в законодательстве отсутствует механизм контроля того, правильно ли он ее установил. Предлагается определять данные категории на основании:

– уровней воздействия на атмосферный воздух видов хозяйственной и иной деятельности;

– классов опасности загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

– вероятности наступления на объекте воздействия на атмосферный воздух событий, имеющих неблагоприятные последствия для качества атмосферного воздуха, определяемой на основании используемых или хранящихся там легколетучих, взрывоопасных, пожароопасных или токсичных веществ.

Например,нефтеперерабатывающие заводы с мощностью 500 т в сутки и более будут относить к первой категории (самое высокое влияние), а объекты по выращиванию крупного рогатого скота мощностью менее 1 тыс. условных голов – к четвертой (самое низкое).

Во-вторых, в перечень, установленный ст. 16 Закона, включается экологический норматив качества атмосферного воздуха, который будет применяться при проектировании и эксплуатации объектов воздействия на атмосферный воздух за пределами населенных пунктов, мест массового отдыха и особо охраняемых природных территорий, а также природных территорий, подлежащих специальной охране.

В-третьих, уточняются случаи и условия, при которых субъектам хозяйствования в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или в комплексном природоохранном разрешении могут быть установлены временные нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ. Такие нормативы будут действовать при наличии у юридического лица и ИП плана мероприятий по охране атмосферного воздуха на период его выполнения, но не более пяти лет.

В-четвертых, при вводе в эксплуатацию и дальнейшей эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предлагается установить перечень требований, при соблюдении которых возможен ввод указанных объектов в эксплуатацию. Так, это невозможно будет сделать, например, в случае отсутствия газоочистных установок и автоматизированных систем контроля за выбросами загрязняющих веществ (если они предусмотрены проектом).

В-пятых, пересматривается порядок выдачи разрешительной документации, получение которой сегодня зависит от правильности проведения субъектом хозяйствования инвентаризации выбросов загрязняющих веществ. Вместе с тем механизм оценки правильности проведения юридическими лицами и ИП такой инвентаризации действующим законодательством не регламентирован.

Предлагается установить процедуру согласования территориальными органами Минприроды актов инвентаризации, согласно которым суммарные валовые выбросы составляют менее 3 т в год. Данная норма будет распространять свое действие на природопользователей, которые имеют право не получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и, соответственно, не уплачивать экологический налог на такие выбросы.

Также уточняются положения, касающиеся полномочий Совмина в части установления порядка выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, комплексных природоохранных разрешений, и полномочий Минздрава в части предоставления права на установление классов опасности загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Об основных положениях проекта закона «Об изменении законов по вопросам государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду» мы уже рассказывали.
Предлагается внести изменения в Закон от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» и Водный кодекс.

Как сообщил депутат Игорь Хлобукин, подготовка законопроекта вызвана необходимостью пересмотра с учетом правоприменительной практики пе­речней объектов, подлежащих оценке воздействия на окружающую среду и, соответственно, государственной экологической экспертизе, а также стратегической экологической оценке.

Хлобукин 2.jpg
          Игорь Хлобукин

В частности, из перечня исключаются объекты оборонной, военной инфраструктуры, инфраструктуры Государственной границы, научных организаций для выполнения научно-исследовательских работ, объекты производственной инфраструктуры в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, объекты санаторно-курортных организаций, размещение которых предусматривается в границах курортов, и др.

Корректируются сроки проведения государственной экологической экспертизы для ряда объектов.

Пересмотр перечней позволит сконцентрировать внимание на важных объектах, освободить субъекты хозяйствования от необходимости проходить экспертизу по тем из них, которые не являются потенциально опасными для окружающей среды. В итоге должна вырасти эффективность принятия управленческих и хозяйственных решений.

Депутат напомнил, что еще на стадии разработки законопроекта Постоянная комиссия Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы организовала проведение круглого стола на тему «Государственная экологическая экспертиза как механизм обеспечения экологической безопасности».

Андрей Худык, представлявший оба законопроекта в Овальном зале, также ответил на вопросы депутатов.

Например, из объектов экологической экспертизы исключается документация на мобильные установки по подготовке отходов к использованию и производству продукции. Депутат Анатолий Насеня поинтересовался: не приведет ли это новшество к ухудшению экологической обстановки?

Министр напомнил, что речь идет о небольших установках, которые работают в закрытых помещениях, где имеется приточно-вытяжная вентиляция. Дополнительная нагрузка на окружающую среду не возникнет.

В Беларуси работает Республиканский центр государственной экологической экспертизы. Как сказался на экологической ситуации в Беларуси и на деятельности субъектов хозяйствования тот факт, что с 2017 г. экспертиза стала платной? Об этом спросила депутат Светлана Бартош.

Все бесплатное у нас не особо ценится, считает А. Худык. А вот введение платежа положительно отразилось на качестве экспертизы и на изготовлении проектно-сметной документации. Оно оказало дисциплинирующее воздействие и на заказчика, и на проектировщика, и на работников центра.

Депутата Елену Потапову беспокоит ожидаемое включение в Закон «Об охране атмосферного воздуха» временных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ. Почему срок их действия ограничен пятью годами?

Оказывается, действующее законодательство не содержит ни норм, позволяющих устанавливать временные разрешения на такие выбросы, ни рычагов воздействия на предприятия, чтобы они оперативнее выполняли природоохранные мероприятия. Зачастую некоторые субъекты хозяйствования без видимых причин затягивают эту работу на десятилетия.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений