Законодательство о размещении информации в сети планируют ужесточить. Интернет «зажмут» под эгидой борьбы с недобросовестной рекламой?

Усиление ответственности за размещение незаконной информации в интернете ожидается в Беларуси. Такой вывод можно сделать из недавней публикации Министерства антимонопольного регулирования и торговли.
В релизе МАРТ сообщается, что 17 сентября на базе ведомства состоялась встреча, совместная с представителями Нацбанка, КГБ, МВД, Оперативно-аналитического центра при Президенте, Мининформа, Минсвязи и Минздрава, – «в рамках совершенствования действующего законодательства для принятия оперативных мер по пресечению незаконной деятельности и ненадлежащей рекламы и иной информации о такой деятельности в различных сферах».
МАРТ осуществляет государственный контроль в области рекламы, и в последнее время, отмечают в министерстве, туда все чаще поступает информация о нарушениях в части недобросовестной рекламы и запретной деятельности по таким направлениям, как предоставление микрозаймов лицами, не имеющими на это права; оказание услуг на внебиржевом рынке Форекс лицами, не являющимися форекс-компаниями; сбор конфиденциальной информации, которая может быть использована в мошеннических целях через фишинговые (мошенические) сайты банков, иных организаций, а также продажа препаратов под видом лекарственных средств или лекарственных средств, не зарегистрированных в соответствующем реестре.
В таких случаях МАРТ, как правило, инициирует ограничение доступа к указанным сайтам в Беларуси.
В частности, с начала 2020 года управление защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ инициировало ограничение доступа к 310 интернет-ресурсам, что вдвое больше, чем за аналогичный прошлогодний период.
В связи с этим министерство предлагает на законодательном уровне закрепить основания для ограничения доступа к интернет-магазинам, нарушающим требования законодательства о ценах и ценообразовании, торговле и защите прав потребителей.
Аргументируют это тем, что Указом от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» предусмотрена возможность МАРТ приостанавливать работу торгового объекта до устранения нарушений в случае выявления по результатам проверки такого объекта фактов нарушения законодательства о ценах и ценообразовании, торговле и общественном питании, защите прав потребителей, рекламе.
Но интернет-магазины не являются торговыми объектами, и приведенная норма на них не распространяется.
Ограничения уже коснулись многих
МАРТ в рамках своей компетенции контролирует соблюдение законодательства о рекламе, в т.ч. в интернете, и может инициировать ограничение доступа к тому или иному ресурсу.
Однако привлечение к процессу специалистов многих других ведомств может свидетельствовать о том, что работа ведется по более широкому профилю, чем собственно рекламная деятельность.
Порядок ограничения доступа в Беларуси к информационным ресурсам и их составным частям в интернете определен постановлением ОАЦ при Президенте и Минсвязи от 19.02.2015 № 6/8.
Согласно документу доступ может быть ограничен к ресурсам, владельцам которых в течение года вынесено два и более письменных предупреждения Мининформом; содержащим информационные сообщения и материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков, иную информацию, запрещенную или ограниченную к распространению в соответствии с законодательными актами и вступившими в законную силу решениями суда; а также к ресурсам, владельцы которых не выполнили законное требование государственного органа об устранении нарушений законодательства о СМИ.
Так, в августе по решению властей в Беларуси органичен доступ более чем к 70 интернет-ресурсам. Среди них сайты таких СМИ, как «Радыё Свабода», «Белорусские новости», «Наша ніва» и др. Также блокировались сервисы для обхода блокировок доступа в интернет.
По части случаев ограничений доступа решение принято на уровне Межведомственной комиссии по безопасности в информационной сфере при Совбезе и закреплено Мининформом. Среди формулировок, его обосновывающих, – публикация материалов, «негативно характеризующих ситуацию в Беларуси после окончания электоральной кампании», «формирование источников угроз национальной безопасности», «разрушение национальных духовно-нравственных традиций» и др.
Вкупе с периодическими отключениями доступа в интернет по требованию госорганов это создает целостную картину. Налицо попытки целенаправленного ограждения населения от информации, которая, по мнению представителей власти, является деструктивной. Вопрос в критериях оценки и последствиях таких решений, как сиюминутных, так и долгосрочных.
Не последнюю роль в решении многих IT-компаний о полном или частичном переезде за рубеж сыграл именно «блэкаут» интернета в первые дни после президентских выборов 9 августа. И новые запретительные меры могут только добавить этому процессу динамики.
Кстати
Глава компании Hoster.by Сергей Повалишев сообщил, что, по его прогнозам, рынок хостинга в Беларуси сократится до конца года на 20%.
«Прирост в национальной доменной зоне в августе – минус 350% по сравнению со средним числом регистраций в месяц. Как себя чувствует Байнет? За все время работы в этой сфере я не помню таких цифр, – написал он на своей странице в Facebook. – Когда сворачивается бизнес и люди не открывают новый – это плохо. Когда не работает интернет, а тысячи IT-специалистов пакуют чемоданы – это ужасно. Когда люди не чувствуют себя в безопасности за пределами квартиры – это катастрофа. Это факты, а не мнение, и нейтрального отношения к этому быть не может».
По мнению специалиста, «IT-страна откатывается назад минимум на 5 лет».