$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ЗАКОН ОТПРАВИЛСЯ В ЭКСПЕДИЦИЮ

16.07.2010

В Палате представителей готовятся к рассмотрению во втором чтении изменения в Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 13.06.2006 № 124-З. Предлагаемые поправки создадут более благоприятные условия для субъектов хозяйствования, работающих в этой сфере бизнеса.

Подготовка законопроекта, уже принятого в первом чтении, по словам специалистов, связана с тем, что многие нормы действующего Закона устарели, зачастую не соответствуют международной практике. Некоторые статьи сформулированы недостаточно четко и допускают двоякое толкование, что дает возможность контролирующим органам налагать штрафы на экспедиторов.

Самые существенные изменения касаются перечня экспедиторских услуг, отношений экспедитора с третьими лицами, его ответственности за сохранность груза, а также ситуаций, когда экспедитор имеет собственный подвижной состав и выступает в роли перевозчика, сообщил на заседании Палаты представителей председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству Сергей Семашко.

Так, ст. 8 Закона, содержащую список транспортно-экспедиционных услуг, предполагается дополнить пунктом «заключение с избранной самостоятельно или указанной клиентом страховой организацией договоров добровольного страхования грузов». До тех пор, пока такая услуга не включена в перечень, белорусские экспедиторы находятся в заведомо проигрышном положении по сравнению с иностранными коллегами.

Будет смягчена жесткая норма о том, что договор транспортной экспедиции должен содержать конкретный перечень услуг. Если руководствоваться ею буквально, то договор, не содержащий подобного перечня, считается незаключенным. В то же время при доставке груза может возникнуть необходимость в услуге, которая при планировании перевозки не предусматривалась.

Например, довольно часто при перевозке по территории иностранных государств возникает потребность во временном хранении груза, сообщила «ЭГ» один из разработчиков законопроекта генеральный директор Ассоциации международных автомобильных экспедиторов «БАМЭ» Елена Ильина. При этом экспедитор вынужден заключить договор на хранение и оплатить эту услугу за счет средств клиента. Если данная услуга не была заранее прописана в договоре, то она как бы «выпадает» из правового поля зрения. При налогообложении оплата за нее не вычитается из суммы вознаграждения экспедитора, которая, собственно, и облагается налогом. Таким образом, в результате форс-мажора сделка может оказаться для него убыточной.

В целом деятельность экспедитора, вступающего в отношения с третьими лицами от имени клиента, будет несколько упрощена. Если сегодня для того, чтобы заключить договор с третьим лицом, экспедитор должен иметь доверенность клиента, то согласно законопроекту будет достаточно указания на данные полномочия в договоре транспортной экспедиции. Это облегчит отношения в первую очередь с зарубежными грузоотправителями и грузополучателями.

Изменится правовой статус, а также связанная с ним налоговая нагрузка экспедитора, вступающего в отношения с третьими лицами. По словам Е.Ильиной, в действующей редакции Закона оговорено, что экспедитор, заключая на территории иностранного государства договор с другим экспедитором, автоматически становится его клиентом. Но согласно белорусскому законодательству экспедитор имеет право на льготную ставку НДС, а перейдя в статус клиента, он теряет такую льготу. В то же время законодательство многих государств не позволяет иностранному экспедитору заключать договоры напрямую с местными перевозчиками — только с национальными экспедиторами. После принятия поправок в Закон экспедитор, исполняя функции клиента, остается в своем прежнем статусе. Соответственно, его налоговые льготы остаются при нем.

В случае если экспедитор перевозит груз собственным транспортом, ему, согласно принятому в первом чтении законопроекту, не понадобится оформлять на одну и ту же перевозку два разных документа — договор транспортной экспедиции и накладную.

В настоящее время, отмечает Е.Ильина, экспедиторам долго приходится объяснять клиентам, особенно иностранным, что по белорусскому законодательству они не имеют права оказывать услугу перевозки груза в рамках договора экспедиции. Клиент зачастую не понимает, почему по одной сделке ему надо заключать два договора и делить ставку на две части — и в итоге отказывается от сделки. Новая редакция ст. 23 отменит необходимость заключения второго договора. Это сразу позволит белорусским экспедиторам стать более конкурентоспособными. Экспедитор-перевозчик получит право заключать с клиентом только один договор транспортной экспедиции, в котором будет указана сумма вознаграждения и за экспедиторские услуги, и за перевозку.

Согласно предлагаемым уточнениям в ст. 27 ответственность за сохранность груза возлагается на экспедитора только в случае, если он принял груз в свое ведение, что удостоверяется соответствующей отметкой в товарных документах или распиской. В ныне действующем Законе эта норма сформулирована менее конкретно, что позволяет неоднозначно ее толковать и дает возможность возложить ответственность на экспедитора независимо от того, принял он груз в свое ведение или нет.

Останется в прошлом жесткое регулирование формы поручения экспедитору и его расписки. Практика показала его неэффективность. Вместо этого правилами транспортно-экспедиционной деятельности будут введены примерные формы данных документов.

«Над этим законопроектом мы работали более двух лет, — отмечает Е.Ильина. — Надеюсь, что вступление его норм в силу позволит защитить интересы национальных экспедиторов и будет способствовать оживлению транспортно-экспедиционной деятельности».

Дарья КОСТЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях