Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
USD:
2.9749
EUR:
3.4218
RUB:
3.6844
BTC:
100,709.00 $
Золото:
385
Серебро:
4.67
Платина:
151.12
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Вопросы государственного регулирования алкогольного рынка

Фото: freepik

Проведена комплексная корректировка основного Закона, регулирующего сферу производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта. Грядущие изменения вступят в силу с 21.01.2022.

Основной нормативный акт, регулирующий сферу производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, – это Закон от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее – Закон об алкоголе), комплексная корректировка которого проведена Законом от 15.07.2021 № 119-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее – Закон № 119-З).

Основные изменения, внесенные в Закон об алкоголе, в частности, коснулись субъектного состава участников алкогольного рынка, ограничений на розничную торговлю алкогольными напитками, порядка ввоза этилового спирта, производства и продажи оригинальных алкогольных напитков, порядка расчетов при оптовой торговле алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией и непищевым этиловым спиртом, требований к их перемещению.

Помимо прочего положения Закона об алкоголе приведены в соответствие с действующим законодательством, международными договорами РБ, техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза и иными международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС.

 

Состав участников рынка

Законом № 119-З уточнен субъектный состав участников рынка алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции. Это могут быть только резиденты РБ (п. 1 ст. 5 Закона об алкоголе). При этом сохраняется ограничение на осуществление отдельных видов деятельности ИП.

Юридическим лицам – резидентам предоставляется полное право на осуществление производства, экспорта, импорта, хранения (как вида предпринимательской деятельности) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, оптовой и розничной торговли ими.

ИП, зарегистрированным в РБ, представляется право только на осуществление:

– розничной торговли алкогольными напитками в объектах общественного питания в розлив, а также в иных случаях, установленных Президентом.

ИП предоставлено также право осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками в расположенных на территории сельской местности магазинах и (или) павильонах независимо от торговой площади таких магазинов и (или) павильонов. Данная норма приведена Законом № 119-З в соответствие с Указом от 22.09.2017 № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания».

Справочно: территория сельской местности – территория РБ, за исключением территории поселков городского типа и городов, среднегодовая численность населения на которой превышает 2 тыс. человек.

Территория малых городских поселений – территория поселков городского типа и городов, среднегодовая численность населения на которой составляет более 2 тыс. человек, но не превышает 10 тыс. человек;

– импорта и (или) розничной торговли непищевой спиртосодержащей продукцией, расфасованной в потребительскую упаковку емкостью не более 1 л (массой не более 1 кг).

Иностранное юридическое лицо вправе осуществлять указанные виды деятельности только через созданное им в РБ юридическое лицо, иностранное физическое лицо – только зарегистрировавшись в РБ в качестве ИП.

Законом № 119-З также закреплено право юридических лиц и ИП, осуществляющих общественное питание, изготавливать и реализовывать в объектах общественного питания продукцию общественного питания с объемной долей этилового спирта более 7% путем смешения и (или) настаивания готовых алкогольных напитков с иными пищевыми продуктами (п. 1 ст. 5 Закона об алкоголе). Данная норма перенесена из Декрета от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7).

Кроме того, Законом № 119-З предоставлено право на импорт непищевого этилового спирта производителям нефтепродуктов для использования при проведении испытаний производимых нефтепродуктов (п. 2 ст. 5 Закона об алкоголе).

К производителям нефтепродуктов отнесены юридические лица РБ, основным видом деятельности которых является производство продуктов нефтепереработки, аккредитованные для проведения испытаний производимых нефтепродуктов по установленным методикам, преду­сматривающим применение непищевого этилового спирта.

 

Быть ли государственной монополии

Законом № 119-З зарезервировано право государства на введение государственной монополии в сфере производства и (или) оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта (п. 3 ст. 5 Закона об алкоголе).

Государственная монополия может быть введена только законодательными актами и как в отношении всех видов деятельности (производство, экспорт, импорт, оптовая, розничная торговля), всех видов товаров (алкогольная, непищевая спиртосодержащая продукция, непищевой этиловый спирт), так и в отношении одного или нескольких из них.

Следует отметить, что закрепленное Декретом от 29.02.2008 № 3 «О некоторых вопросах государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной продукции и табачных изделий» исключительное право на осуществление импорта отдельных видов алкогольных напитков и является частичной государственной монополией. Реализация этого права государства осуществляется юридическими лицами – победителями конкурсов на определение юридических лиц, обеспечивающих реализацию исключительного права государства на осуществление импорта алкогольной продукции.

 

Что изменяется в лицензировании

Законом № 119-З расширен перечень случаев, когда специальное разрешение (лицензия) на право оптовой торговли и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции не требуется (п. 2 ст. 7 Закона об алкоголе). К ним, в частности, отнесены:

– хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, не являющееся предпринимательской деятельностью;

– хранение (как вид предпринимательской деятельности) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, изъятых, арестованных или обращенных в доход государства;

– оптовая торговля алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией и непищевым этиловым спиртом собственного производства;

– иные случаи, установленные Президентом.

Перечисленные нормы приведены в соответствие с п. 368 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утв. Указом от 01.09.2017 № 450.

Не требуется получение специального разрешения (лицензии) на право производства алкогольной продукции для изготовления в объектах общественного питания продукции общественного питания с объемной долей этилового спирта более 7% путем смешения и (или) настаивания готовых алкогольных напитков с иными пищевыми продуктами (п. 3 ст. 5 Закона об алкоголе). Эта норма приведена в соответствие с подп. 4.1 п. 4 Декрета № 7.

Также расширен и в т.ч. уточнен с учетом действующего законодательства в области технического регулирования перечень случаев ввоза алкогольной продукции, когда не требуется получение лицензии на ее импорт (п. 1 ст. 7 Закона об алкоголе). Так, не требуется получение лицензии на импорт алкогольной продукции:

– при ее помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления;

– предназначенной для использования в качестве образцов и экспонатов на выставках и ярмарках, в объеме не более 2,5 л каждого наименования;

– предназначенной для официального пользования дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, представительствами государств при международных организациях, международными организациями или их представительствами. Право ввоза алкогольной продукции без лицензии на импорт распространено Законом № 119-З также на дипломатические представительства и консульские учреждения государств – членов ЕАЭС;

– ввозимой юридическими лицами РБ, являющимися владельцами магазинов беспошлинной торговли, и предназначенной для реализации в магазинах беспошлинной торговли, а также реализованной в таких магазинах. А  именно уточнено, что не требуется лицензия на импорт как при ввозе алкогольных напитков владельцами магазинов беспошлинной торговли для реализации в таких магазинах, так и непосредственно при реализации этих напитков в этих магазинах.

В настоящее время не требуется получение лицензии на импорт при ввозе алкогольных напитков при помещении под таможенную процедуру беспошлинной торговли. В то же время действие таможенной процеду­ры беспошлинной торговли в отношении проданных товаров физическим лицам, въезжающим в РБ из другого государства – члена ЕАЭС и выезжающим в РБ в такие государства, завершается помещением их под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

– ввозимой в качестве образцов для проведения испытаний в рамках оценки соответствия техническим требованиям в количестве, установленном техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации;

– в иных случаях, установленных Президентом.

В целях устранения дублирования функций государственных органов из Закона об алкоголе исключены нормы о ведении МНС Государственного реестра юридических лиц, иностранных организаций и ИП, осуществляющих производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта.

В соответствии с п.п. 4 и 5 Указа от 02.09.2019 № 326 «О совершенствовании лицензирования» с 01.07.2020 подтверждение наличия специального разрешения (лицензии) может осуществляться путем обращения к Единому реестру лицензий посредством сети Интернет через единый портал электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы.

В Единый реестр включаются сведения о специальных разрешениях (лицензиях), действующих на 01.07.2020, а также обо всех выдаваемых специальных разрешениях (лицензиях). Владельцем Единого реестра является Минэкономики.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by