Вопросы государственного регулирования алкогольного рынка
Фото: freepik
Проведена комплексная корректировка основного Закона, регулирующего сферу производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта. Грядущие изменения вступят в силу с 21.01.2022.
Основной нормативный акт, регулирующий сферу производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, – это Закон от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее – Закон об алкоголе), комплексная корректировка которого проведена Законом от 15.07.2021 № 119-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее – Закон № 119-З).
Основные изменения, внесенные в Закон об алкоголе, в частности, коснулись субъектного состава участников алкогольного рынка, ограничений на розничную торговлю алкогольными напитками, порядка ввоза этилового спирта, производства и продажи оригинальных алкогольных напитков, порядка расчетов при оптовой торговле алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией и непищевым этиловым спиртом, требований к их перемещению.
Помимо прочего положения Закона об алкоголе приведены в соответствие с действующим законодательством, международными договорами РБ, техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза и иными международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС.
Состав участников рынка
Законом № 119-З уточнен субъектный состав участников рынка алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции. Это могут быть только резиденты РБ (п. 1 ст. 5 Закона об алкоголе). При этом сохраняется ограничение на осуществление отдельных видов деятельности ИП.
Юридическим лицам – резидентам предоставляется полное право на осуществление производства, экспорта, импорта, хранения (как вида предпринимательской деятельности) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, оптовой и розничной торговли ими.
ИП, зарегистрированным в РБ, представляется право только на осуществление:
– розничной торговли алкогольными напитками в объектах общественного питания в розлив, а также в иных случаях, установленных Президентом.
ИП предоставлено также право осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками в расположенных на территории сельской местности магазинах и (или) павильонах независимо от торговой площади таких магазинов и (или) павильонов. Данная норма приведена Законом № 119-З в соответствие с Указом от 22.09.2017 № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания».
Справочно: территория сельской местности – территория РБ, за исключением территории поселков городского типа и городов, среднегодовая численность населения на которой превышает 2 тыс. человек.
Территория малых городских поселений – территория поселков городского типа и городов, среднегодовая численность населения на которой составляет более 2 тыс. человек, но не превышает 10 тыс. человек;
– импорта и (или) розничной торговли непищевой спиртосодержащей продукцией, расфасованной в потребительскую упаковку емкостью не более 1 л (массой не более 1 кг).
Иностранное юридическое лицо вправе осуществлять указанные виды деятельности только через созданное им в РБ юридическое лицо, иностранное физическое лицо – только зарегистрировавшись в РБ в качестве ИП.
Законом № 119-З также закреплено право юридических лиц и ИП, осуществляющих общественное питание, изготавливать и реализовывать в объектах общественного питания продукцию общественного питания с объемной долей этилового спирта более 7% путем смешения и (или) настаивания готовых алкогольных напитков с иными пищевыми продуктами (п. 1 ст. 5 Закона об алкоголе). Данная норма перенесена из Декрета от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7).
Кроме того, Законом № 119-З предоставлено право на импорт непищевого этилового спирта производителям нефтепродуктов для использования при проведении испытаний производимых нефтепродуктов (п. 2 ст. 5 Закона об алкоголе).
К производителям нефтепродуктов отнесены юридические лица РБ, основным видом деятельности которых является производство продуктов нефтепереработки, аккредитованные для проведения испытаний производимых нефтепродуктов по установленным методикам, предусматривающим применение непищевого этилового спирта.
Быть ли государственной монополии
Законом № 119-З зарезервировано право государства на введение государственной монополии в сфере производства и (или) оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта (п. 3 ст. 5 Закона об алкоголе).
Государственная монополия может быть введена только законодательными актами и как в отношении всех видов деятельности (производство, экспорт, импорт, оптовая, розничная торговля), всех видов товаров (алкогольная, непищевая спиртосодержащая продукция, непищевой этиловый спирт), так и в отношении одного или нескольких из них.
Следует отметить, что закрепленное Декретом от 29.02.2008 № 3 «О некоторых вопросах государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной продукции и табачных изделий» исключительное право на осуществление импорта отдельных видов алкогольных напитков и является частичной государственной монополией. Реализация этого права государства осуществляется юридическими лицами – победителями конкурсов на определение юридических лиц, обеспечивающих реализацию исключительного права государства на осуществление импорта алкогольной продукции.
Что изменяется в лицензировании
Законом № 119-З расширен перечень случаев, когда специальное разрешение (лицензия) на право оптовой торговли и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции не требуется (п. 2 ст. 7 Закона об алкоголе). К ним, в частности, отнесены:
– хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, не являющееся предпринимательской деятельностью;
– хранение (как вид предпринимательской деятельности) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, изъятых, арестованных или обращенных в доход государства;
– оптовая торговля алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией и непищевым этиловым спиртом собственного производства;
– иные случаи, установленные Президентом.
Перечисленные нормы приведены в соответствие с п. 368 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утв. Указом от 01.09.2017 № 450.
Не требуется получение специального разрешения (лицензии) на право производства алкогольной продукции для изготовления в объектах общественного питания продукции общественного питания с объемной долей этилового спирта более 7% путем смешения и (или) настаивания готовых алкогольных напитков с иными пищевыми продуктами (п. 3 ст. 5 Закона об алкоголе). Эта норма приведена в соответствие с подп. 4.1 п. 4 Декрета № 7.
Также расширен и в т.ч. уточнен с учетом действующего законодательства в области технического регулирования перечень случаев ввоза алкогольной продукции, когда не требуется получение лицензии на ее импорт (п. 1 ст. 7 Закона об алкоголе). Так, не требуется получение лицензии на импорт алкогольной продукции:
– при ее помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления;
– предназначенной для использования в качестве образцов и экспонатов на выставках и ярмарках, в объеме не более 2,5 л каждого наименования;
– предназначенной для официального пользования дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, представительствами государств при международных организациях, международными организациями или их представительствами. Право ввоза алкогольной продукции без лицензии на импорт распространено Законом № 119-З также на дипломатические представительства и консульские учреждения государств – членов ЕАЭС;
– ввозимой юридическими лицами РБ, являющимися владельцами магазинов беспошлинной торговли, и предназначенной для реализации в магазинах беспошлинной торговли, а также реализованной в таких магазинах. А именно уточнено, что не требуется лицензия на импорт как при ввозе алкогольных напитков владельцами магазинов беспошлинной торговли для реализации в таких магазинах, так и непосредственно при реализации этих напитков в этих магазинах.
В настоящее время не требуется получение лицензии на импорт при ввозе алкогольных напитков при помещении под таможенную процедуру беспошлинной торговли. В то же время действие таможенной процедуры беспошлинной торговли в отношении проданных товаров физическим лицам, въезжающим в РБ из другого государства – члена ЕАЭС и выезжающим в РБ в такие государства, завершается помещением их под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
– ввозимой в качестве образцов для проведения испытаний в рамках оценки соответствия техническим требованиям в количестве, установленном техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации;
– в иных случаях, установленных Президентом.
В целях устранения дублирования функций государственных органов из Закона об алкоголе исключены нормы о ведении МНС Государственного реестра юридических лиц, иностранных организаций и ИП, осуществляющих производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта.
В соответствии с п.п. 4 и 5 Указа от 02.09.2019 № 326 «О совершенствовании лицензирования» с 01.07.2020 подтверждение наличия специального разрешения (лицензии) может осуществляться путем обращения к Единому реестру лицензий посредством сети Интернет через единый портал электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы.
В Единый реестр включаются сведения о специальных разрешениях (лицензиях), действующих на 01.07.2020, а также обо всех выдаваемых специальных разрешениях (лицензиях). Владельцем Единого реестра является Минэкономики.