Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Замкнутый круг для рекламодателя: вспомнить «новые» старые нормы

Коллаж: neg.by

Законодательство о рекламе, похоже, становится одним из наиболее динамично меняющихся в последнее время. Причем вновь подготовленные изменения отменяют действие предыдущих, де-факто так и не вступивших в действие. Они касаются согласования содержания рекламы с местными органами власти.

Напомним, с 8 июля 2021 г. вступил в силу Закон от 04.01.2021 № 82‑З «Об изменении законов по вопросам рекламы» (далее – Закон № 82‑З), который внес ряд существенных изменений в регулирование данной сферы. В частности, были изменены требования к использованию в рекламе иностранных языков, привлечения иностранных граждан к рекламированию белорусских товаров, рекламирования деятельности букмекерских контор, социальной рекламы, рекламы ритуальных услуг, табака и алкоголя, финансовых услуг и др. (см. статью «Законодательство о рекламе: снятие барьеров и дополнительные запреты», «ЭГ» № 50 за 06.07.2021).

Законом № 82‑З было закреплено положение о том, что субъекты хозяйствования в сфере рекламной деятельности размещают наружную рекламу и рекламу на транспорте без согласования ее содержания с местными исполнительными и распорядительными и иными госорганами. Изначально данная норма появилась в Декрете от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7) и фактически действовала на протяжении трех лет. У местных исполкомов при этом осталось полномочие на выдачу разрешений на размещение средств наружной рекламы.

Однако на практике вступить в силу этой норме суждено не было. 6 июля 2021 г. подписан новый Декрет № 3 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь по вопросам размещения (распространения) рекламы» (далее – Декрет № 3), заблокировавший ее действие, поскольку основные его пункты вступили в силу сразу после официального опубликования.

Документ принят «в целях оптимизации порядка размещения (распространения) рекламы». В нем прописано, что наружная реклама и реклама на транспортном средстве размещается после согласования ее содержания с местным исполнительным и распорядительным органом. Исключением стала информация о субъектах хозяйствования, осуществляющих на таких транспортных средствах перевозку пассажиров или грузов, о владельцах этого транспорта, товарных знаках и знаках обслуживания, номерах телефонов диспетчеров такси, а также о продаже таких автомобилей.

Поскольку изменения вносились в уже упомянутый Декрет № 7, можно говорить о том, что был возвращен ранее действовавший порядок согласования наружной рекламы и рекламы на транспорте.

Такое решение официально было объяснено намерением предупредить случаи размещения недостоверной или неэтичной рекламы. Но что важно, Закон № 82‑З также содержал нормы в этом направлении.

 

Велено возвратить

Теперь требования, которые содержит в себе Декрет № 3, должны быть закреплены законодательно. Для этого подготовлен новый проект Закона «Об изменении законов по вопросам рекламы». Его разработчиком по поручению Правительства выступило МАРТ.

В обосновании к проекту прямо говорится, что он содержит «возврат административной процедуры по согласованию содержания наружной рекламы, рекламы на транспортном средстве». А единственной целью его подготовки является законодательная реализация положений Декрета № 3.

Из текста законопроекта, который содержит всего четыре статьи, следует, что вносимые им в Закон от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее – Закон № 225-З) изменения должны вступить в силу уже в октябре текущего года. Из чего можно сделать вывод, что принять его планируется максимально быстро – осенняя парламентская сессия открывается в начале октября.

 

Процедура прописана заранее

Подготовлен и проект постановления Совмина «Об утверждении Положения о порядке согласования содержания наружной рекламы, рекламы на транспортном средстве и изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

В нем сказано, что для согласования содержания такой рекламы рекламодатель лично или через своего представителя представляет в местный исполнительный и распорядительный орган заявление по утвержденной форме и иные документы, предусмотренные единым перечнем административных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Правительства от 17.02.2012 № 156.

То, что в проекте отсылка идет к действующему на момент его разработки и опубликования документу, совершенно справедливо и естественно. Однако и прошедший общественное обсуждение в начале августа этого года проект нового единого перечня административных процедур для бизнеса уже содержал в себе такое согласование. И если он будет утвержден, потребуется внесение изменений и в обсуждаемое положение.

Уточняется, что решение о согласовании содержания рекламы или об отказе в нем должно быть принято в течение 5 рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления, а при необходимости запроса дополнительных документов от других государственных органов – в течение 15 рабочих дней.

В проекте документа сказано, что местные исполнительные и распорядительные органы могут принять решение об отказе в согласовании содержания рекламы в случаях, если она:

– не соответствует требованиям Закона № 225-З и (или) требованиям о рекламе иных актов законодательства;

– подлежит согласованию с другими государственными органами (Минздрав, Минобразования, КГБ), но не согласована с ними.

Как видно, никаких дополнительных требований по «фильтрации» недостоверности либо неэтичности рекламных материалов здесь нет. Речь идет о проверке их на соответствие требованиям действующего законодательства.

***

В целом ситуация с нагромождением изменений в отдельно взятой сфере, на наш взгляд, хорошо иллюстрирует актуальное отношение власти к бизнесу. Презумпция добросовестности предпринимателя, взятая за основу того же Декрета № 7 более трех лет назад (в т.ч. и в части самостоятельного соблюдения им законов), уже не является основополагающим принципом доверия к нему со стороны государства. Лучше лишний раз перепроверить и написать «согласовано», иначе как бы чего… Не важно, что это увеличивает временные и денежные затраты субъекта хозяйствования.

Возврат к прежним нормам регулирования наводит на мысли о завершении либерализации хозяйственных отношений. При этом размывается роль и авторитет разработчиков законодательных изменений: сегодня работаем над упрощением, завтра, как только оно должно вступить в силу, отматываем «пленку» назад. И в обоих случаях обоснование действий звучит как будто бы логично.

Впрочем, белорусский бизнес через подобное проходил не раз. Вспомнить хотя бы эпопею с отменой, а затем повторным введением требования о получении гастрольных удостоверений для организаторов концертов и других зрелищных мероприятий. В 2011 г. уведомительный порядок их организации вводился «в целях совершенствования деятельности по проведению культурно-зрелищных мероприятий», но уже через 2 года он был отменен для «совершенствования практики организации и проведения таких мероприятий, стимулирования творческой деятельности отечественных исполнителей, поддержки молодых талантов, защиты интересов зрителей от обмана со стороны недобросовестных организаторов мероприятий».

 

 

Замкнутый круг для рекламодателя: вспомнить «новые» старые нормы

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений