Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.8767
EUR:
3.353
RUB:
3.7845
BTC:
91,454.00 $
Золото:
388.51
Серебро:
5.32
Платина:
151.31
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Закон о хозяйственных обществах: создание, реорганизация, подготовка и проведение общего собрания

Обновленная редакция Закона от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах», вступающая в силу с 28.04.2021, содержит ряд новаций, затронувших порядок создания и реорганизации хозяйственных обществ, подготовки и проведения общего собрания.

Законом от 05.01.2021 № 95-З «Об изменении законов по вопросам хозяйственных обществ» отменен ряд ограничений, являющихся сдерживающим фактором развития хозяйственных обществ в Беларуси.

Так, снят запрет, согласно которому хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозобщество, состоящее из одного участника.

По мнению разработчиков закона, это новшество позволит привлечь в страну иностранных инвесторов, работающих в форме компании одного лица и не желающих подключать иных партнеров к своему бизнесу.

Понятие экспертиза оценки имущества приведено в соответствие с Положением об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утв. Указом от 13.10.2006 № 615.

Напомним, что понятие экспертиза достоверности оценки включает экспертизу достоверности внутренней оценки и экспертизу достоверности независимой оценки. В этой связи в Законе № 2020-XII конкретизируются случаи проведения соответствующей экспертизы.

При организации созыва и проведении общего собрания появится возможность использования систем дистанционного обслуживания. Порядок и случаи применения электронной или иной цифровой связи, информационных сетей или программно-аппаратных средств и технологий необходимо прописать в уставе, а решения об изменении этих положений должны приниматься всеми участниками хозобщества единогласно.

Исключено деление общих собраний участников на очередные и внеочередные, закреплена сложившаяся практика проведения годовых и внеочередных общих собраний участников. Обязанность ежегодно проводить годовое собрание сохраняется.

Изменен предельный срок уведомления участников о проведении общего собрания. Для годового собрания – не позднее чем за 30 дней до его проведения, для внеочередного – не менее чем за 10 дней. Если в повестку дня собрания включен вопрос об избрании членов совета директоров, исполнительного органа, ревизионной комиссии (ревизора) – не позднее чем за 20 дней. В том случае, если на внеочередном собрании будет рассматриваться вопрос об избрании членов совета директоров кумулятивным голосованием, участники собрания должны быть извещены о его проведении не позднее чем за 50 дней.

Уставом эти сроки (в отличие от действующей редакции Закона № 2020-XII) могут быть скорректированы в сторону как увеличения, так и уменьшения.

Вырос перечень информации, которая должна быть подготовлена для участников годового общего собрания. В него дополнительно включены сведения о годовом вознаграждении членов совета директоров, годовом размере оплаты труда членов исполнительного органа, о безвозмездной передаче (продаже) долей в уставном фонде (акций) хозобщества членам его органов управления и работникам, динамике изменения стоимости чистых активов и уставного фонда хозобщества за три последних завершенных финансовых года.

Кстати, в ст. 64 Закона № 2020-XII закреплено право участников хозобщества требовать предоставления информации о его деятельности, при этом право на ознакомление с документами бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности (книгой учета доходов и расходов), а также с протоколами заседаний совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа ограничено. На получение таких сведений могут рассчитывать участники, являющиеся в совокупности владельцами 10 и более процентов акций (долей) хозяйственного общества, если уставом не предусмотрено их меньшее количество. Также определен срок, в течение которого хозобщество предоставляет участнику запрашиваемую по его требованию информацию.

Более четко прописан порядок проведения реорганизации хозяйственного общества. Так, установлены требования к содержанию договоров слияния и присоединения, к решениям общих собраний участников по вопросам реорганизации в форме разделения, выделения и преобразования.

Восполнен правовой пробел в части порядка голосования при принятии решения на общих собраниях участников вновь образуемых в результате реорганизации в форме выделения и разделения хозобществ, а также уточнен порядок голосования при проведении реорганизации в форме слияния и присоединения.

Так, решение на общем собрании участников создаваемого хозяйственного общества при разделении по вопросу об утверждении его устава принимается большинством (не менее 3/4) голосов лиц, участвующих в собрании; по вопросам об избрании членов органов общества – простым большинством (более 50%), если большее число голосов не предусмотрено решением о реорганизации в форме разделения.

В случае если в результате выделения из реорганизуемого создается новое хозяйственное общество, то решение по вопросу об утверждении его устава принимается большинством (не менее 3/4) голосов; а по вопросам об избрании членов органов общества – простым большинством (более 50%) голосов, если иное не предусмотрено решением о реорганизации в форме выделения.

Для принятия решения об утверждении передаточного акта и разделительного баланса необходимо, чтобы «за» проголосовало не менее 3/4 лиц, принимающих участие в собрании.

При слиянии решение на совместном общем собрании участников по вопросу об утверждении устава создаваемого хозобщества принимается большинством (не менее 3/4) голосов лиц, принявших участие в собрании; по вопросам об избрании членов органов нового хозобщества – простым большинством (более 50%), если большее число голосов не преду­смотрено договором о слиянии.

В случае присоединения за решение о внесении изменений в устав общества, к которому осуществляется присоединение, должно проголосовать большинство (не менее 3/4) лиц, принявших участие в этом собрании (если большее число голосов не преду­смотрено договором о присоединении).

Определен и порядок голосования при принятии решения об утверждении передаточного акта и разделительного баланса, установлены требования к содержанию уведомления о реорганизации общества.

Статья 13 Закона № 2020-XII дополнена частью, предоставляющей в предусмотренных законодательством случаях право на участие в управлении деятельностью хозяйственного общества иным лицам. К ним отечественное законодательство относит лиц, осуществляющих полномочия ликвидатора (председателя ликвидационной комиссии) и антикризисного управляющего в случае ликвидации (банкротства) юридического лица, являющегося участником хозобщества, поскольку в процедуре ликвидации (банкротства) все полномочия по управлению ликвидируемой организацией (включая представление ее интересов в качестве участника иного хозобщества) переходят к ликвидатору (председателю ликвидационной комиссии), антикризисному управляющему.

Помимо этого, право выступать от имени участников предоставляется эмитентам иностранных депозитарных расписок – в случае эмиссии акций дополнительного выпуска, размещаемых с использованием иностранных депозитарных расписок. Согласно п. 1 Указа от 03.03.2016 № 84 «О вопросах эмиссии и обращения акций с использованием иностранных депозитарных расписок» эмитент иностранных депозитарных расписок вправе без получения доверенности от их владельцев участвовать в общем собрании акционеров эмитента акций и представлять интересы данных владельцев.

О том, что установлен срок для принятия решения о ликвидации ЗАО, мы уже рассказывали (см. статью «Закон о хозяйственных обществах: новации, касающиеся ЗАО», «ЭГ» № 17 за 05.03.2021).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by