Взыскание убытков с перевозчика
Между двумя субъектами хозяйствования – перевозчиком и грузополучателем (оба резиденты РБ) – был заключен договор, в соответствии с которым перевозчику необходимо было доставить скоропортящейся груз (виноград, товар) с территории Турции на склад грузополучателя в Беларуси.
На стадии принятия груза (уже после помещения его под процедуру выпуска для внутреннего потребления) получатель выявил 70%-ную порчу перевозимой партии винограда, о чем была сделана пометка в CMR-накладной. Дополнительно был составлен акт о несохранности груза.
Грузополучателем перевозчику была выставлена претензия о возмещении не только стоимости испорченного груза, но и компенсации затрат, связанных с уплатой таможенных платежей, произведенных грузополучателем при помещении груза под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Перевозчик признал факт своей вины в части испорченного товара, однако отказался возмещать затраты, связанные с уплатой таможенных пошлин и налогов.
Может ли грузополучатель претендовать на полное возмещение своих затрат?
По общему правилу в соответствии с п. 1 ст. 17 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), заключенной в г. Женеве 19.05.1956, перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза или его повреждение, произошедшие в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его доставкой, а также за задержку доставки.
Также поскольку перевозчик является резидентом РБ, он будет нести обязательства перед грузополучателем за причиненные убытки в соответствии с национальным законодательством.
Руководствуясь п. 371 Правил автомобильных перевозок грузов, утв. постановлением Совмина от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила № 970), автомобильный перевозчик возмещает заказчику автомобильной перевозки в случае предъявления им претензий стоимость испорченных или поврежденных грузов на основании счета заказчика, а в тех случаях, когда расчеты за груз через банк не производятся, – на основании документа, заменяющего счет.
В правоотношениях сторон, связанных с международной перевозкой грузов автомобильным транспортом, действует общее правило определения убытков, установленное ст. 14 и п. 1 ст. 364 ГК. Следовательно, кредитор, право которого ...