Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Взносы в бюджет ФСЗН: вводится уголовная ответственность за неуплату

Фото: pexels

В соответствии с Законом от 26.05.2021 № 112-З «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности», принятым 07.05.2021 обеими палатами Национального собрания, в УК включены три новые статьи, предусматривающие уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов, а также взносов в бюджет ФСЗН.

В первоначальном варианте законопроекта, который 16.04.2021 рассматривался Палатой представителей в первом чтении, речь об уголовной ответственности за уклонение от уплаты взносов в бюджет ФСЗН не шла. О том, что при подготовке документа ко второму чтению в него включены новые нормы и положения, сообщил на сессии заместитель председателя Постоянной комиссии по национальной безопасности Александр Дубов.

Так, депутат проинформировал, что по инициативе Верховного суда диспозиция ст. 243 «Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов» Уголовного кодекса конкретизирована, «уточнены наказуемые способы уклонения от уплаты налогов и сборов».

С целью разделения уголовной ответственности между плательщиками налогов, сборов и налоговыми агентами УК дополняется ст. 2431, устанавливающей ответственность налогового агента за уклонение от перечисления налогов и сборов.

Кроме того, по предложению Комитета госконтроля, МНС, Минтруда и соцзащиты и Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам ужесточается ответственность нанимателей, выплачивающих своим сотрудникам зарплаты в конвертах.

Поэтому, сообщил Александр Дубов, в УК появится ст. 2433, преду­сматривающая уголовную ответственность за уклонение от уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет ФСЗН.

Отметим, что сохранилась и включенная в первоначальный вариант законопроекта статья за налоговое мошенничество.

Таким образом, УК дополняется ст.ст. 2431–2433, а ст. 243 «Уклонение от уплаты налогов, сборов» излагается в новой редакции. Градация наказаний по ст. 243 зависит от размера нанесенного ущерба. Значительным признается размер ущерба на сумму, в 2 тыс. и более раз превышающую размер базовой величины (БВ), установленный на день совершения преступления, крупным – в 3500 и более раз, особо крупным – в 30 тыс. и более раз превышающую размер БВ.

В перечне наказаний – не только штрафы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Так, согласно ст. 2431 уклонение от исполнения обязанностей налогового агента по перечислению в бюджет налогов, сборов, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, может наказываться ограничением (или даже лишением) свободы на срок до трех лет. Если же причинен ущерб в особо крупном размере, то виновному грозит ограничение свободы до 5 лет или лишение свободы на срок от 3 до 7 лет.

По ст. 2422«Налоговое мошенничество» за представление заведомо ложных сведений в целях необоснованного возврата налогов, сборов при ущербе в крупном размере предусмотрены арест, ограничение или лишение свободы на срок до 3 лет.

А за налоговое мошенничество с причинением ущерба в особо крупном размере – ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы от 3 до 7 лет.

В соответствии со ст. 2433«Уклонение от уплаты страховых взносов» умышленное неначисление и неуплата обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет ФСЗН, повлекшие причинение ущерба в крупном размере, могут наказываться арестом, или ограничением свободы на срок до 2 лет, или лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом. Если же в результате уклонения от уплаты страховых взносов причинен ущерб в особо крупном размере, то речь может идти в т.ч. об ограничении свободы до 5 лет или лишении свободы от 2 до 7 лет.

Согласно примечанию крупный размер ущерба по ст. 2433 – сумма, в 2500 и более раз превышающая размер БВ, установленный на день совершения преступления, особо крупный – 5000 БВ и более.

Проблема с задолженностью платежей в ФСЗН актуальна. Об этом свидетельствуют результаты проверок, проведенных в разных регионах Беларуси сотрудниками Комитета госконтроля. В Овальном зале неоднократно звучало, что серые зарплаты в будущем негативно скажутся на формировании трудового стажа работников и на размере их пенсий, а сегодня по этой причине для свое­временных выплат пенсий и пособий приходится использовать деньги из республиканского бюджета.

Что касается уклонения от уплаты налогов, то, по данным Министерства по налогам и сборам, потери белорусской экономики от серых выплат достигают огромных сумм: по разным оценкам, они ежегодно составляют от 10 до 30% ВВП.

Напомним, недавно МНС предлагало бизнес-союзам объединить усилия в борьбе с выплатой заработной платы в конвертах и включиться в работу по профилактике случаев уклонения от налогообложения. «ЭГ» уже рассказывала, что бизнес-сообщество согласилось с необходимостью четкого соблюдения законодательства гражданами и юридическими лицами. Например, Республиканский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), обсудив эту инициативу, направил в МНС ответ, что поддерживает идею законопослушности. В письме говорилось, что «соблюдение налогового законодательства – это несомненный приоритет в работе любого участника хозяйственных отношений, включая прозрачность расчетов, искоренение выплат в конвертах».

Однако РСПП одновременно обратил внимание, что необходимо разобраться в причинах такого негативного явления, как серые зарплаты. Это прежде всего чрезмерная налоговая нагрузка в очень сложных экономических условиях, включая пандемию и непростую обстановку в стране. Жесткие меры и усиление налогового бремени приводят к уходу бизнеса «в тень».

РСПП сослался на опыт соседней России, где введенные правительством на фоне экономического кризиса и пандемии льготы привели к серьезному «обелению» бизнеса.

Однако правительство решило (законопроект в Палату представителей внес Совмин) ужесточить наказание за нарушение налогового законодательства и неуплату обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет ФСЗН.

Кстати, на сессии прозвучало опасение, что под санкции ст. 2433 могут попасть организации, чье финансовое положение и так незавидное (отсюда – и неуплата взносов в ФСЗН), но Александр Дубов обратил внимание, что речь идет об их умышленной неуплате. После этого депутаты дружно проголосовали «за».

На заседаниях, где обсуждался законопроект, неоднократно звучало, что при подготовке новшеств учитывалась отечественная правоприменительная практика и законодательный опыт зарубежных стран.

Например, законодательство США относит налоговые преступления к наиболее опасным деяниям в сфере экономической деятельности. Даже несвоевременная подача декларации, не говоря уже об откровенном уклонении от уплаты налогов, считается тяжким преступлением.

***

На момент сдачи номера «ЭГ» в печать Закон «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» подписан Президентом, зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов, но пока официально не опубликован. В свободном доступе имеется лишь текст законопроекта, принятого 07.05.2021 Палатой представителей (второе чтение), а затем и Советом Республики.

Большинство его норм вступает в силу через 10 дней после официального опубликования, некоторые – через три месяца.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by