Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №53(2747) от 19.07.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.1769
EUR:
3.4724
RUB:
3.6009
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Жилье, земля
сегодня в 00:00 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Вывоз твердых коммунальных отходов: что стоит знать потребителю

Сознательные белорусы, которые не ленятся сортировать бытовые отходы, порой возмущаются, видя, как аккуратно разложенный ими по разным контейнерам мусор сгружают в один мусоровоз. Немало нареканий вызывает и состояние мест для сбора отходов. На днях в Беларуси вступил в силу документ, регулирующий правила обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Изучили его, чтобы понять, в каких случаях и впрямь есть повод для претензий к действиям обслуживающих организаций.

С 17 июля 2024 г. вступило в силу постановление Совмина от 12.07.2024 № 505, которым другой НПА Правительства – постановление от 27.01.2009 № 99 – дополнен Положением о порядке оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – Положение). Указывается, что новый документ принят в рамках реализации Закона от 16.07.2008 № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее – Закон), а значит, он непосредственно касается граждан, хотя на первый взгляд нормы Положения регулируют лишь взаимоотношения заказчиков услуги по обращению с ТКО и исполнителей этих услуг.

Услуга по обращению с ТКО входит в число жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), а согласно ст. 6 Закона потребители ЖКУ (т.е. все жители Беларуси) имеют право на безопасность и надлежащее качество ЖКУ.

Рассмотрим, какие требования предъявляются Положением к услуге по обращению с ТКО.

Кто выступает заказчиком услуги по вывозу отходов

Заказчиками услуги по обращению с ТКО могут выступать:

– областные, Минский городской, городские (городов областного подчинения) и районные исполкомы, местные администрации районов г. Минска;

– госорганизации из сферы ЖКХ;

– уполномоченные лица по управлению общим имуществом совместного домовладения;

– товарищества собственников или организации застройщиков;

– госорганы, иные госорганизации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся объекты государственного жилфонда.

Таким образом, договор с исполнителем услуги по обращению с ТКО заключают либо местные власти, либо одна из перечисленных организаций.

При этом согласно ст. 8 Закона потребитель имеет право знать, какая организация является исполнителем услуги. Эта информация должна быть размещена во вспомогательных помещениях жилых домов или ином доступном месте.

Что обязан делать исполнитель услуги

Услуга по обращению с ТКО включает сбор, удаление, перевозку, разделение по видам, обезвреживание, использование и захоронение ТКО. При этом исполнитель обязан в т.ч.:

– своевременно ремонтировать и содержать в надлежащем санитарном состоянии контейнерные площадки всех типов, их ограждения и основания, места складирования крупногабаритных отходов и отходов возле мусороприемных камер, места установки контейнеров для сбора вторичных материальных ресурсов (далее – ВМР), наносить предупредительные надписи на ограждения контейнерных площадок;

– приобретать (заменять) и ремонтировать контейнеры для сбора ТКО и ВМР, содержать их в надлежащем технически исправном состоянии;

– обслуживать мусоропровод (т.е. удалять отходы из мусороприемной камеры, проводить ее влажную уборку, мыть и дезинфицировать сменный мусоросборник, загрузочные клапаны и ствол мусоропровода).

Правда, здесь есть нюанс: все эти работы исполнитель должен выполнять в объемах, согласованных с заказчиком. Например, если по договору не предусмотрена регулярная мойка ствола мусоропровода, то и претензию по поводу ее невыполнения не предъявишь.

Кроме того, Положение обязывает и заказчиков, и исполнителей создавать условия для разделения ТКО по видам в целях извлечения из них ВМР, в т.ч. путем установки отдельных контейнеров для сбора ВМР. При этом разрешено устанавливать один контейнер для сбора различных вторресурсов совместно.

В связи с этим действуют такие правила вывоза ВМР:

– если установлены отдельные контейнеры для сбора различных видов вторресурсов, то их смешивание при удалении и перевозке не допускается;

– если же для сбора пластика, стекла, бумаги и картона предназначен один контейнер (а скажем, в столице это довольно распространенная практика), то такие вторресурсы перевозятся вместе, но отдельно от других (неотсортированных) ТКО.

Несоблюдение любого из приведенных выше требований дает повод для обращения в связи с ненадлежащим оказанием ЖКУ.

Читайте нас в Telegram и Viber

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений