Выпуск в обращение транспортных средств в условиях ограничений поставок комплектующих

Правительство определило временные технические требования, которые применяются при проведении оценки соответствия отдельных транспортных средств, предшествующей их выпуску в обращение.
По общему правилу, колесные транспортные средства и их компоненты допускаются к обращению на рынке ЕАЭС при условии их соответствия техническому регламенту «О безопасности колесных транспортных средств», утв. решением Комиссии таможенного союза от 09.12.2011 № 877.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 № 45 в этот техрегламент внесены изменения, которыми странам – членам ЕАЭС разрешено до 1 февраля 2023 г. устанавливать и применять собственные обязательные требования в отношении отдельного автотранспорта, производимого на территории соответствующего государства. Оценка соответствия такого транспорта может проводиться согласно национальным нормативным правовым актам. Данное решение было принято Советом ЕЭК в рамках одного из пакетов антисанкционных мер.
Совмин Беларуси воспользовался этой возможностью, утвердив постановлением от 08.07.2022 № 452 Положение о временных требованиях и порядке проведения оценки соответствия отдельных колесных транспортных средств.
Документ распространяется на колесный автотранспорт категорий M, N и O, а также на шасси, произведенные в Беларуси. При этом его действие не затрагивает указанный транспорт, уже находящийся в эксплуатации.
Установленные Положением обязательные требования носят временный характер и применяются «в период действия режима временных ограничений поставок комплектующих для белорусских производителей колесных транспортных средств».
Согласно Положению транспортные средства (шасси) выпускаются в обращение и вправе находиться в эксплуатации на территории РБ при условии, что они соответствуют указанным в приложении 1 к документу техническим требованиям. Подтверждением того, что автомобиль (шасси) успешно прошел оценку соответствия, является заключение об оценке типа транспортного средства и (или) заключение об оценке типа шасси. Форма обоих заключений установлена этим же нормативным актом.
Кроме того, документом определен порядок оценки соответствия типа транспортного средства и типа шасси, а также единичного транспортного средства.
Из Положения также следует, что автотранспорт вышеуказанных категорий, произведенный в России в соответствии с ее национальными требованиями, установленными на основании решения Совета ЕЭК № 45, может беспрепятственно эксплуатироваться в Беларуси.
Постановление № 452 вступает в силу с 15.07.2022 и будет действовать до 01.02.2023.