Выгрузка на нескольких складах
Иностранный автомобильный перевозчик по СМR-накладной ввез груз из Республики Польши в Республику Беларусь (г. Минск). После производства таможенного оформления и помещения груза под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления получателем груза было поручено перевозчику произвести выгрузку груза на нескольких складах грузополучателя, расположенных в г. Минске.
В гр. 3 СМR-накладной «место разгрузки» указан только один склад.
Не будет ли для иностранного перевозчика выгрузка груза на нескольких складах являться запрещенной и рассматриваться как внутренняя перевозка?
Нет, не будет, если грузополучателем груза будет оставаться лицо, изначально указанное в гр. 2 СМR-накладной «получатель».
В данном случае такую перевозку требуется рассматривать как завершение международной перевозки грузов, для целей доставки груза в адрес грузополучателя. Следовательно, такую перевозку нельзя рассматривать ни как внутреннюю, ни как каботажную.
Согласно п. 3 ст. 12 Конвенции о дорожной перевозке грузов (далее Конвенция КДПГ) право распоряжения грузом принадлежит получателю с момента составления накладной, если в накладной отправителем сделано соответствующее указание: проставление получателем отметок в графе 24. Следовательно, пока грузополучатель не примет груз, правом требовать изменения места доставки будет наделен заказчик автомобильной перевозки. По его поручению на основании п. 3 ст. 6 Конвенции перевозчик может внести изменения в CMR-накладную.
В подп. е) п. 5 ст. 12 этой же статьи сказано, что упомянутые инструкции не должны ни в коем случае приводить к разбивке грузов. Может ли производиться разбивка грузов в рамках одного грузополучателя, а также частичная выгрузка на нескольких складах грузополучателя, в Конвенции КДПГ не разъясняется. Поэтому в СМR-накладной отсутствуют графы, предназначенные для заполнения последующего места разгрузки груза.
В данном случае перевозка помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров предполагает размещение на территорию складов, в рамках одного грузополучателя. Поэтому можно разрешить данную ситуацию следующим образом:
1. На основании поручения заказчика автомобильной перевозки последующее место разгрузки может быть дописано при наличии места в гр. 3 СМR-накладной либо в ином свободном месте СМR-накладной.
2. Частичная выгрузка груза на первом складе может фактически быть отражена в свободном месте СМR-накладной с указанием фактически выгруженного количества товара, заверенная уполномоченным работником склада.
3. Отметки в гр. 24 СМR-накладной должны быть проставлены уполномоченным работником склада после конечной выгрузки груза на втором складе грузополучателя.
Исходя из норм п. 4 ст. 12.17 КоАП такую перевозку не следует рассматривать как транспортировку без наличия сопроводительных документов.