Вступительная кампания – 2023: список востребованных экономикой специальностей

Министерство образования актуализировало перечни специальностей, наиболее востребованных экономикой.
Постановлением Минобразования от 09.02.2023 № 44 утверждены два перечня.
Первый перечень касается специальностей в учреждениях образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования.
Вне конкурса туда зачисляются лица, прошедшие срочную военную службу (службу в резерве) в год приема или в году, предшествующем году приема, и имеющие рекомендации воинских частей, органов пограничной службы. При этом в документе об образовании у них должны быть отметки не ниже 6 (шести) баллов по профильному учебному предмету.
В этот перечень вошли следующие специальности:
– технологическое обеспечение машиностроительного производства;
– техническая эксплуатация технологического оборудования машиностроительного производства;
– техническая эксплуатация оборудования и технология сварочного производства;
– технологическое обеспечение машиностроительного производства;
– монтаж и эксплуатация электрооборудования;
–техническая эксплуатация оборудования для изготовления химических продуктов и строительных материалов;
– техническая эксплуатация машин и оборудования горнодобывающих производств;
– моделирование, конструирование и технология швейных изделий;
– производство пряжи, нетканых материалов, тканей и тканых изделий;
– производство изделий из кожи;
– строительство зданий и сооружений;
– строительство и эксплуатация автомобильных дорог;
– монтаж и эксплуатация систем теплогазоснабжения и вентиляции;
– организация сельскохозяйственного производства;
– производство продукции растительного происхождения;
– производство продукции животного происхождения;
– пчеловодство;
– мелиорация земель;
– техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники;
–техническая эксплуатация подъемно–транспортных, дорожно–строительных машин и оборудования;
– эксплуатация энергетического оборудования в сельском хозяйстве;
– лесное хозяйство.
Второй перечень касается специальностей, на которые абитуриенты зачисляются без вступительных испытаний в учреждения высшего образования. Такую возможность могут получить:
1. Победители (дипломы I, II, III степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, который завершился в год приема.
2. Лица, имеющие аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью.
3. Лица, имеющие диплом о профессионально–техническом образовании с отличием, подтверждающий получение профессионально–технического образования с общим средним образованием.
4. Лица, имеющие диплом о среднем специальном образовании с отличием, в том числе поступающие в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста с общим высшим и специальным высшим образованием.
Кроме того, во втором перечне прописаны специальности, на которые можно будет поступить в вузы вне конкурса на места, оставшиеся после зачисления лиц, изъявивших желание поступить в учреждения высшего образования для получения общего высшего и специального высшего образования. В этом случае у абитуриентов в документе об образовании также должны быть отметки не ниже 6 (шести) баллов по предметам вступительных испытаний.
На таких условиях смогут поступать:
1. Участники заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, который завершился в год приема, награжденные похвальным отзывом.
2. Лица, прошедшие срочную военную службу (службу в резерве) в год приема или в году, предшествующем году приема, имеющие рекомендации воинских частей, органов пограничной службы на обучение в учреждениях образования, при поступлении на заочную форму получения образования.
Во второй перечень востребованных экономикой специальностей вошли:
– дошкольное образование;
– начальное образование;
– филологическое образование (с указанием предметных областей);
– природоведческое образование (с указанием предметных областей);
– физико-математическое образование (с указанием предметных областей);
– технологическое образование (с указанием предметных областей);
– романо-германская филология;
– физика;
– прикладная физика;
– компьютерная физика;
– радиофизика и информационные технологии;
– математика;
– переработка нефти и газа и промышленный органический синтез;
– технология и переработка биополимеров;
– электрохимические производства;
– производство материалов и устройств электроники;
– трубопроводный транспорт, хранение нефти и газа;
– микро– и наноэлектроника;
– электронные системы и технологии;
– радиосистемы и радиотехнологии;
– автоматизация технологических процессов и производств;
– технологии высокотемпературной обработки металлов;
– технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты;
– инженерно-техническое проектирование и производство материалов и изделий из них;
– технологические машины и оборудование;
– автомобили, тракторы, мобильные и технологические комплексы;
– гидропневмосистемы мобильных и технологических машин и оборудования;
– эксплуатация наземных транспортных и технологических машин и комплексов;
– нанотехнологии и наноматериалы;
– инженерно–педагогическая деятельность;
– производство продуктов питания из растительного сырья;
– производство продуктов питания из животного сырья;
– производство продукции и организация общественного питания;
– мехатронные системы и оборудование деревоперерабатывающих производств;
– производство изделий из композиционных материалов;
– производство и переработка полимерных материалов;
– производство изделий на основе трехмерных технологий;
– технологии и проектирование текстильных изделий;
– технологии и проектирование одежды и обуви;
– производство продукции растительного происхождения;
– производство продукции животного происхождения;
– мелиорация и водное хозяйство;
– защита растений и карантин;
– техническое обеспечение производства сельскохозяйственной продукции;
– технический сервис в агропромышленном комплексе;
– энергетическое обеспечение сельского хозяйства;
– лесное хозяйство;
– сервис и инжиниринг лесных машин и оборудования;
– лесная инженерия и логистическая инфраструктура лесного комплекса;
– водные биоресурсы и аквакультура;
– электроэнергетика и электротехника;
– строительство зданий и сооружений;
– ветеринарная медицина.