Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Резонанс
14.09.2004 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ВСТРЕТИЛИСЬ, ПОГОВОРИЛИ...

В принципе, никаких таких особенных откровений на заседании "круглого стола" - "Экономические связи между Минском и регионами Российской Федерации", которое состоялось на прошлой неделе в Минске, не прозвучало. Так, констатация...
В принципе, никаких таких особенных откровений на заседании "круглого стола" - "Экономические связи между Минском и регионами Российской Федерации", которое состоялось на прошлой неделе в Минске, не прозвучало. Так, констатация. Соглашение о Таможенном союзе между Россией и Беларусью, можно сказать, не выполняется (о чем, кстати, уже не единожды говорилось с разных трибун). В рамках Союзного государства предпринимается немало односторонних действий, не позволяющих унифицировать условия для хозяйствования и торговли двух стран, что тоже не новость. Это, кстати, и объективно непростое дело, учитывая разность "весовых категорий" и специфику наших экономик.

Заместитель госсекретаря, член Постоянного комитета Союзного государства по квоте Российской Федерации А.Степанов назвал немало позиций, по которым эти условия неравны, упрекая при этом именно белорусскую сторону в излишнем протекционизме своим производителям и, как следствие, - в препятствовании продвижению российских товаров на белорусский рынок.

Взять хотя бы НДС. Его ставки в РБ и РФ одинаковы: 10% для определенных социально значимых товаров и 18% для других. Но в нашей стране по действующему законодательству этот налог при экспорте из России не всегда принимается к вычету. В результате цены на российские товары (и не только) выше, чем на номинально аналогичные белорусские. При желании можно даже примерно подсчитать насколько. Вышеназванное мероприятие было организовано Москвой, хотя и прошло в Минске, и было предназначено в первую очередь для "ушей" российских СМИ. Но ни там, ни здесь сколь-нибудь значимого звучания оно не получило. А говорить-то есть о чем.

В нашей республике не принято спрашивать мнение потребителя о том, продукцию какого производителя он оценивает выше по качеству и другим свойствам. Нравится чужое - покупай, но дороже. Не нравится ни то, ни другое - покупай то, на что денег хватает, независимо от качества.

Повышенная стоимость импортного мыла, моющих средств и маргарина обусловлена тем, что на их ввоз необходимо получать разовые лицензии Минторга. И за каждую надо заплатить 30 базовых величин за тонну продукта. В результате брусок обыкновенного мыла, например "родом" из России, стоит у нас в среднем на 5 центов дороже своего. Но существуют и другие способы добровольно-принудительной заботы о нас, потребителях, именуемые "мерами нетарифного регулирования". Ввоз табака, например, у нас квотируется, что также ставит его иностранных поставщиков в менее выгодные условия и ведет к повышению цен на импортные табачные изделия. Что же касается импорта солодового пива, то здесь вообще применяется целая комбинация протекционистских мер. Во-первых, дорогая все та же разовая лицензия - 2000 БВ за 10000 декалитров. Во-вторых, в розничной торговле импортное пиво облагается в среднем втрое более высоким налогом с продаж, чем белорусское. Кроме того, торговля по решению местных органов власти обязана соблюдать определенное процентное соотношение наличия в продаже своего и чужого пива. Как нетрудно догадаться, оно всегда будет в пользу своего производителя независимо от вкуса и качества.

Оказывается ему содействие и при проведении торгов, тендеров, где у нас применяются так называемые преференциальные поправки. Согласно им, если отечественные товары, стройматериалы, оборудование и т.д. по качеству и другим характеристикам не уступают импортным, для белорусских участников тендера объявляются более низкие цены, чем для иностранных - на 10, 15 и более процентов.

Другое дело, что применяются такие преференции не только при госзакупках того или иного товара, т.е. за счет средств госбюджета, что является нормой для любой страны, но и в чисто коммерческих тендерах. А вот это уже россиян обижает. Они никак не могут понять, почему и негосударственным предприятиям, и организациям наше государство диктует, что почем и у кого покупать, кому продавать.

Что касается мер нетарифного регулирования, то, как отмечали участники "круглого стола", нестыковок в этой сфере стало даже больше, чем было. Если в 1995г. ставки ввозных таможенных пошлин в РБ и РФ расходились по 154 товарным позициям, то сегодня - более чем по 1800. Отчасти это объясняется регулярным и в Беларуси, и в России односторонним введением временных импортных ставок на те или иные товары, "интересные" каждой из сторон. Что, кстати, абсолютно не противоречит внутренним законам и достигнутым межгосударственным соглашениям. Но, увы, у нас, опять-таки, разные интересы и специфика.

Разобрав по косточкам существующие проблемы, участники "стола" пришли к неожиданному выводу. В этом году товарооборот между РФ и РБ должен возрасти как минимум на 20%. Правда, российские СМИ не уточнили, в чью пользу.

Чем же утешиться? Если это их действительно утешит, то следует сказать, что все вышеназванные меры предпринимались не целенаправленно против союзников и их продукции, а против любого импорта (политика - отдельно).
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by