Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Резонанс
17.09.2013 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ВСЕ ГРАНИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ©

Бизнесмены, чиновники Еврокомиссии, преподаватели ведущих европейских университетов и журналисты встретились на польском горном курорте Крыница-Здруй 3–5 сентября, чтобы обсудить перспективы развития Европы и ее национальных экономик на XXIII Международном экономическом форуме, организованном Институтом восточноевропейских исследований.

Бизнесмены, чиновники Еврокомиссии, преподаватели ведущих европейских университетов и журналисты встретились на польском горном курорте Крыница-Здруй 3–5 сентября, чтобы обсудить перспективы развития Европы и ее национальных экономик на XXIII Международном экономическом форуме, организованном Институтом восточноевропейских исследований.

Трехдневная деловая программа форума предлагала участие в 167 дискуссионных семинарах по макроэкономике, бизнесу и управлению, энергетике, инновациям, новой экономике, международной политике, здравоохранению. На пленарных сессиях обсуждались стратегии и тактика борьбы с экономическим кризисом. При этом было признано, что применяющиеся до сих пор методы не приносят должного эффекта, а потому нужно искать новые решения. Такой поиск обходится дорого: чтобы собрать около 3 тысяч человек, требуются немалые расходы, которые лишь отчасти покрывает взнос в 600 EUR с каждого из участников, причем всех желающих форум не может вместить.

ОДНОЙ из центральных дискуссий на форуме был вопрос поддержки конкурентоспособности национального бизнеса. Он особенно актуален сегодня для Европы, где наблюдается спад ВВП на 0,6% по сравнению с ростом в США на 2,2%, а также для большинства развивающихся стран, включая Россию, где, по оценке Минэкономразвития, рост составит около 1,8%, и Беларусь, где темпы роста уже в разы меньше прогнозируемых. Но если у нас пытаются ускорить экономику административными мерами, в ЕС видят причину в снижении конкурентоспособности. Богатые страны и компании утверждают, что лишь они могут развивать Евросоюз, и не позволяют делать это новым членам сообщества и молодым фирмам, не имеющим равных шансов в конкурентной борьбе. По мнению директора по структурным реформам и конкурентоспособности в генеральном директорате по экономическим и финансовым делам Европейской комиссии Анн Бюше, для Европы плохо то, что ее экономики в большой степени зависят от малых предприятий, у которых нет доступа к долгосрочному финансированию, есть трудности с получением кредитов и недостаток оборотного капитала. Действующие законы и институты создают для них много барьеров: от законодательства о банкротстве и нормативов безопасности до налоговых систем, требований к отчетности и гарантий занятости. По мнению г-жи Бюше, важно понять глобальную цепь ценностей, соединить макроэкономические факторы со взглядами бизнеса, оценить потребности компаний и слабые стороны экономики. Опыт 10-летней интернационализации экономик стран ЕС позволяет разработать эффективную стратегию этого процесса на будущее. Вероятно, такой опыт был бы весьма полезен для стран Таможенного союза, также пытающихся строить единое экономическое пространство.

Столь же интересен опыт господдержки местного бизнеса в ЕС. Председатель правления семейной компании FAKRO (изготовитель окон, РП) Рышард Флорэк полагает, что стоимость фирмы для страны зависит от создаваемой ею добавленной стоимости. По его оценке, данный показатель у местной компании вдвое выше, чем у иностранной, а потому именно первая нуждается в поддержке своего государства. Означает ли это, что приоритетом является создание максимального количества компаний? Оказывается, численность здесь не главное. Статистика показывает, что больше всего компаний на тысячу жителей создается в Греции, однако это мало помогло стране избежать тяжелого кризиса. Зато по созданию международных компаний всех опережает Швейцария, являющаяся одним из мировых лидеров по валовому национальному продукту. Таким образом, дело не в количестве, а в качестве демографии бизнеса. Вероятно, это было бы полезно знать нашим чиновникам, планирующим темпы роста и количество создаваемых организаций малого бизнеса.

Заодно им стоит изучить причины отсутствия в новых членах ЕС собственных транснациональных корпораций. В Евросоюзе страны с малым национальным бизнесом вошли в уже состоявшуюся организацию, где ведущие позиции занимают ТНК, в 20–30 раз превышающие масштаб компаний Польши, Чехии, Греции или Испании. ТНК располагают возможностями концентрировать капитал и минимизировать издержки, что создает им существенные конкурентные преимущества по сравнению с национальным бизнесом стран — новых членов ЕС.

Говорят, что в настоящее время образование пилота стоит дороже самого самолета. Следуя этой аналогии, нужно поддерживать даже самых малых предпринимателей, считает Р.Флорэк, т.к. именно из их среды вырастают национальные чемпионы, которые будут генерировать большую часть добавленной стоимости.

Отклика на такой призыв ждут, прежде всего, от региональных властей. Член правления Малопольского воеводства Яцек Крупа видит задачу политиков в сотрудничестве и организации связей между бизнесом и наукой. Для этого в воеводстве два года назад разработана стратегия инноваций на период до 2020 г. Поскольку все направления охватить финансированием нереально, поляки выбрали из 10 основных экономических и научных областей 4 и намерены специализироваться, в частности, в области уравновешенной энергии, мультимедийной и химической промышленности.

На уровне стран задачи масштабнее. Например, Чехия, как рассказывает генеральный директор Czechinvest Петр Очко, собирается за 10 лет войти в десятку самых конкурентоспособных стран в мире, выбрав «стратегию тройного И»: инфраструктура, инновации, институты. Последние — одна из самых больших проблем: они не в лучшем состоянии и доверие к ним низкое. Однако большинство проектов чешской стратегии связано с поддержкой инноваций, включая расширение сотрудничества между университетами и бизнесом, программы поддержки научных сотрудников, работающих в малых и средних фирмах. При этом остается проблема инвестиций, особенно на ранних этапах развития, поскольку в Чехии финансовые рынки не так развиты, как в Польше, не говоря о старых членах ЕС. Порой исследователи не могут найти средств для финансирования перспективных проектов. Выход чехи видят в создании фондов, специализирующихся на таких инвестициях, в т.ч. на региональном уровне.

Опыт таких структур имеется. К примеру, Польский оборонный холдинг, как рассказал его глава Кшыштоф Крыстовски, является одним из крупнейших инвесторов в научные исследования. В прошлом году холдинг вложил в эти цели 220 млн. злотых, заняв в рейтинге института экономических исследований 2-е место, уступая лишь концерну Fiat, а по количеству зарегистрированных патентов на изобретения лидирует в Польше. Однако конкурентоспособность на глобальном уровне определяет не только новаторство, но и другие элементы, в частности, налоговые законы, которые и у наших западных соседей отличают изменчивость и непредсказуемость, а также качество управления, коммуникации с правительством. В свою очередь, уровень инновационности страны связан не только с активностью предпринимателей, но и с качеством публичной администрации. Польша считается в ЕС страной с самым низким уровнем общественного капитала, измеряемого уровнем доверия: если в Финляндии он составляет 85%, то в Польше — лишь 15%. Отчасти поэтому Финляндия занимает в рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума 3-е место, а Польша — 42-е. Это очень серьезное общественное явление, считает К. Крыстовски: недоверие — национальная черта, и нужна серьезная программа для ее преодоления, без чего остальные условия повышения конкурентоспособности трудно выполнить.

Если не начнем сознательно управлять промышленной политикой, то компании не смогут занять достойное место на международных рынках, не продвинутся дальше в глобальной цепи создания добавочной стоимости, подчеркнул К. Крыстовски. Таким образом, экономическое процветание напрямую зависит от уровня развития гражданского общества, поднять который можно только объединив усилия предпринимателей, государства и науки.

Делясь своими впечатлениями, участник форума генеральный директор бизнес-школы ИПМ Павел Данейко особо отметил тему соотношения институтов и компетенций в обществе для создания новых бизнесов. По его мнению, пример Грузии показывает, что только институты не позволяют построить эффективное предпринимательство, т.к. страна не обладает компетенциями для того, чтобы строить успешные проекты. Важно, чтобы в предпринимательство приходили самые талантливые люди в стране, общество верило в них и в их способность изменить мир.

Оксана КУЗНЕЦОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by