Время, когда не нужно покупать недвижимость
Риэлтеры уже второй раз за последние несколько месяцев оказываются в центре внимания деловой общественности. Но, как и в случае с попыткой пересмотра тарифов на оказание риэлтерских услуг (см. «ЭГ» № 11 от 12.02.2019 «Три взгляда на одну проблему»), не они оказались инициаторами возникших неприятностей.
Суть проблемы
На этот раз под угрозой оказались права граждан, которые, приобретая объекты недвижимости через риэлтерские агентства, хотят иметь гарантии, что эти объекты, что называется, имеют «чистую» историю, т.е. кроме их нынешних собственников, лица, у которых есть на них какие-либо права, отсутствуют. В течение долгих лет своей деятельности риэлтеры такие гарантии давали, получая копии развернутых лицевых счетов по объектам недвижимости в расчетно-справочных центрах (далее – РСЦ) Минжилкомхоза и не имея при этом никаких проблем.
Эти копии нужны риэлтерам для того, чтобы проследить весь «жизненный путь» объекта недвижимости и убедиться, что в его истории не было нарушения прав бывших собственников или иных лиц. При отсутствии подобной проверки вполне возможно оспаривание сделки по приобретению квартиры или другого объекта недвижимости в судебном порядке неожиданно «всплывшими» обладателями прав на него.
Сами риэлтеры кровным образом заинтересованы в проведении тщательной проверки объекта недвижимости, поскольку это их прямая обязанность, записанная в соответствующем договоре с покупателем, за нарушение которого они несут ответственность, в т.ч. материальную. И они с такой обязанностью прекрасно справлялись – в последние годы об историях про «нехорошие» квартиры, с которыми у их приобретателей впоследствии возникали проблемы, в нашей стране не было слышно.
Все было хорошо до конца февраля текущего года, когда выдача указанных копий расчетно-справочными центрами была неожиданно прекращена.
Позиция РСЦ
Штрафы, даже не очень значительные, работники РСЦ платить не хотят, поэтому выдавать справки прекратили. При этом они готовы предоставлять необходимые риэлтерам сведения, если физические лица, в отношении которых они выдаются, дадут на это свое согласие.
А тот факт, что узнать таких физических лиц можно именно из сведений, которые работники РСЦ отказываются «разглашать», их не сильно волнует: не они этот замкнутый законодательный круг придумали, не им и решать, как из него выбраться. Не принимается ими во внимание и тот факт, что наказание, установленное ст. 22.13 КоАП за разглашение персональных данных, действует уже почти полгода, и пока никто из должностных лиц РСЦ наказан не был. Любой чиновник в откровенной беседе скажет, что во всех сложных и неоднозначных случаях лучше перестраховаться и ничего не делать, чем принять рискованное решение.
Позиция Минюста
Естественно, риэлтерские организации, деятельность которых регулируется Минюстом, связались со своим «куратором», сообщив о возникшей проблеме. Управление адвокатуры и лицензирования юридической деятельности Минюста отреагировало оперативно, указав в своем письме, что
«отсутствие информации о лицах, ранее проживавших в жилом помещении, которое является предметом сделки, статусе таких лиц, основаниях снятия их с регистрационного учета, делает сделку купли-продажи уязвимой с точки зрения юридических последствий в связи с возможными претензиями проживавших там ранее граждан ... Таким образом, полагаем, что в целях обеспечения прав и законных интересов граждан существует необходимость в получении риэлтерскими организациями копии лицевого счета с историей по лицевому счету (выделено авт. – Прим. ред.)».
Одновременно Минюст сообщил представителям риэлтерского сообщества, что для устранения возникшей проблемы межведомственной рабочей группой выработаны предложения о дополнении Указа Президента от 09.01.2006 № 15 «О риэлтерской деятельности в Республике Беларусь», которым регламентируется деятельность риэлтеров. В дополнении предусматривается право риэлтерских организаций получать информацию от госорганов и иных организаций об объектах недвижимого имущества, о правах на них, юридических и физических лицах – сторонах сделки, а также о лицах, которые ранее имели права на объект недвижимости или проживали в нем.
Всем, кто хоть немного представляет, как в нашей стране функционируют органы власти, понятно, что мнение Минюста для работников РСЦ, относящихся к другому ведомству – Минжилкомхозу, не указ. Тем более, что в самом Указе № 15 содержится оговорка, согласно которой риэлтерские организации имеют право получать информацию об объектах недвижимости, о правах на них, юридических и физических лицах – сторонах сделки, в отношении которой осуществляется риэлтерская деятельность, за исключением сведений, составляющих служебную, коммерческую тайну, государственные секреты, иной информации, предоставление которой ограничено или запрещено законодательством. Таким образом, проблему нужно исправлять не на уровне ведомств, а, как говорил классик, «в консерватории», т.е. в самом Указе № 15.
* * *
Но это уже совсем другая, гораздо более трудная для решения задача. По словам представителей Минюста, предложения по корректировке Указа № 15 были представлены «куда положено» давным-давно. Однако «воз и ныне там» – маховики государственного механизма крутятся медленно, а запрет продолжает действовать, повышая риски как для покупателей объектов недвижимости, так и для их продавцов. Конечно, риэлтеры продолжают работать, выясняя необходимую информацию по своим каналам, но кто знает, насколько они заслуживают доверия?
Так что, если вы «по случаю» решили прикупить квартирку или «домик в деревне», – подождите, пока проблема с персональными данными владельцев недвижимости не найдет цивилизованного решения.