$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Время и деньги для строителей

06.11.2018
Время и деньги для строителей
Владимир Кухарев

Повышение качества строительства, снижение его сметной стоимости и наращивание экспорта – это основные задачи, которые стоят сегодня перед строительной отраслью, сообщил на совместном заседании обеих палат Национального собрания заместитель премьер-министра Беларуси Владимир КУХАРЕВ.

В январе–сентябре 2018 г. вклад строительства в ВВП Беларуси составил 5,1%. Поставлена задача повысить его удельный вес в 2020 г. до 5,8%, проинформировал вице-премьер депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики.

В текущем году в экономику при­влечено 16,7 млрд руб. инвестиций в основной капитал (темпы роста – 109,8%), из них 8,4 млрд руб. – на строительно-монтажные работы (108,5%).

Напомним, еще не так давно удельный вес строительного комплекса в ВВП страны доходил до 10%, так что расти есть куда. За счет чего правительство собирается развивать отрасль и отвоевывать утраченные позиции?

Одно из направлений такого совершенствования вице-премьеру на встрече подсказали парламентарии – это снижение барьеров и стоимости входа субъектов хозяйствования на рынок.

Они напомнили, что успешная работа всей экономики во многом зависит от эффективной деятельности строительного комплекса. А ему в настоящее время мешает дублирование административных процедур.

Так, для получения права на выполнение строительных работ на территории Беларуси строительная организация должна пройти три административные процедуры: оценку системы производственного контроля, сертификацию соответствия и аттестацию соответствия. При осуществлении каждой из них у заявителя проверяется наличие одного и того же – средств измерений, технических нормативных правовых актов, а также аттестованных специалистов и работ.

Стройорганизациям при этом приходится платить отдельно за каждую проверку. Кроме того, прохождение каждой из административных процедур занимает минимум 2–3 месяца, на что отвлекаются специалисты, т.е. субъект хозяйствования вынужден содержать в штате дополнительных работников. Все это, естественно, сказывается впоследствии на себестоимости работ и услуг.

Добавим, что административные процедуры по оценке системы производственного контроля и сертификации соответствия на практике осуществляет одна и та же хозрасчетная организация, которая могла бы проводить такую проверку в рамках одной административной процедуры.

Недаром руководители строительных организаций утверждают, что в Беларуси создана и действует самая сложная и забюрократизированная в ЕАЭС система доступа к осуществлению строительной деятельности.

ЗАКОНОДАТЕЛИ также поинтересовались: ведется ли какой-то анализ в сфере инвестиционной деятельности. Дело в том, что инвесторы жалуются на правоприменительную пра­ктику: за незначительные нарушения, на которые в других странах не обращают внимания, в Беларуси может быть остановлено строительство и начат процесс привлечения бизнесмена к ответственности.

Владимир Кухарев, отвечая на вопросы, напомнил, что правительство поставило задачу создать в стране благоприятный инвестиционный климат. И подчеркнул: полноценной работе отрасли мешает то, что «мы продолжаем пользоваться нормами документов, принятых еще в 60-е годы прошлого века». Мир ушел далеко вперед, изменились подходы, технологии и стройматериалы. Поэтому устаревшие нормативы подлежат серьезному обновлению.

В Совмине и Минстройархитектуры сегодня работают над корректировкой порядка 80 технических нормативных правовых актов.

Вице-премьер подробно рассказал о перспективах жилищного строительства. Так, реализуется госпрограмма «Строительство жилья» на 2016–2020 гг. Практически выполнено поручение Президента о снижении стоимости строительства 1 м2 жилья с господдержкой до уровня средней зарплаты (удалось добиться соотношения в 0,89). Здесь свою роль сыграло то, что 90% жилья возводится по экономичным проектам типовых потребительских качеств.

Он также проинформировал парламент о системной работе по выполнению задачи по выходу к 2020-му году на 100%-ное энергоэффективное исполнение многоквартирных жилых домов. Сегодня их доля составляет 81,6% (за 2016 г. – 55%, за 2017 г. – 78%). 

За 9 месяцев текущего года введено в эксплуатацию почти 2,5 млн м2 общей площади жилья (63,4% от годового задания), в т.ч. с господдержкой – 0,7 млн м2 (72,5%). Оказание гражданам господдержки в форме субсидий в соответствии с Указом от 4.07.2017 № 240 позволило значительно увеличить объемы такого строительства. Совмин надеется ввести за пятилетку 3,4 млн м2 жилья с господдержкой, а общий ввод составит более 20 млн м2.

На январь 2018 г. на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий стояли 34,8 тыс. многодетных семей, из них 6 тыс. ждут очереди более трех лет. Если удастся, как планирует Совмин, в течение трех ближайших лет существенно увеличить объемы жилищного строительства (не менее 10 тыс. квартир в год), то в 2021 г. многодетные семьи будут ожидать не более года для того, чтобы включиться в строительство.

Необходимые средства для выплаты гражданам субсидий на обслуживание банковских кредитов заложены в проекте республиканского бюджета на 2019 г. (75 млн руб.). Особый акцент сделан на развитии индивидуального жилищного строительства – его доля в общем объеме в 2017 г. составила 46,7%, за 9 месяцев 2018 г. – 45,7%. Оно сегодня востребовано, и правительство делает на него ставку.

Однако развитие индивидуальной застройки тормозится из-за того, что предоставляемые для этих целей земельные участки несвоевременно обеспечиваются необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, т.е. нередко выделяются без благоустроенных дорог, водопровода, газификации. Поэтому Совмин работает над вопросом перехода к комплексному освоению территорий, предусматривающему возведение жилых кварталов с коммуникациями и инфраструктурой для продажи готовых жилых домов гражданам.

Уже принятые решения позволили повысить рентабельность продаж стройматериалов за январь–август 2018 г. на 11%, увеличить до 69,1% долю использования отечественных сырья и материалов, напомнил В. Кухарев.

Наблюдается положительная динамика экспорта строительных услуг и материалов. Так, за 8 месяцев рост экспорта стройматериалов составил 105,5% к этому периоду 2017 г., экспорта услуг – 101%.

ПОДГОТОВЛЕН проект Стратегии развития строительной отрасли до 2025 г. – этот  документ в ноябре будет рассматриваться на совещании с участием Президента.

Для внедрения прогрессивных схем строительства и приобретения жилья создана межведомственная рабочая группа, которая занимается доработкой проекта указа по системе жилищных строительных сбережений и подготовкой предложений по совершенствованию законодательства в сфере ипотечного кредитования.

Кроме того, Совмин надеется серьезно сократить объемы сверхнормативного незавершенного строительства, которые с 2016 г. снизились на 21,3 %.

В. Кухареву пришлось отвечать на вопросы парламентариев (а после заседания – и журналистов) по всему спектру находящихся в его ведении тем.

Так, он сообщил, что доля капитально отремонтированного жилья в общем объеме жилищного фонда достигла 2,5%, поставлена задача довести этот показатель хотя бы до 3% в 2020 г.

Правительством уже организована работа по подготовке правовой основы для проведения тепловой модернизации жилых домов с низкими теплотехническими характеристиками. Согласование соответствующего правового акта находится на завершающей стадии. Решение о проведении тепловой модернизации будет приниматься самими жильцами, при наличии более двух третей голосов.

Депутаты интересовались проблемой, о которой ЭГ уже писала (см. ЭГ от 31.08.2018 № 65 «Дачники получат статус?»). По их мнению, придание в садоводческих товариществах статуса жилья тем домам, потребительские качества которых обеспечивают человеку комфортное проживание, даст толчок развитию дачного строительства в зонах, прилегающих к крупным городам.

Оказалось, что окончательный вердикт по этому вопросу еще не вынесен. Просчитываются  все достоинства и недостатки такого варианта.

Кроме того, спикер Совета Республики Михаил Мясникович предложил проанализировать действующее законодательство, регулирующее деятельность садоводческих товариществ, поскольку там существует много проблем.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА