Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Инвестиции
12.12.2017 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Время будет работать на инвесторов

В Беларуси в ближайшее время планируется принять ряд мер по защите частной собственности от посягательств государства. В частности, предлагается сократить срок исковой давности по приватизационным сделкам до 3 лет и возвратить инвесторам гарантии неизменности условий работы. Предстоящие новшества обсудили представители парламента и Мин­экономики во время круглого стола в Совете Республики, по­священного совершенствованию Закона «Об инвестициях».

Обратиться к этой теме законодателей заставляет жизнь. Отечественная экономика задыхается от острой инвестиционной недостаточности. В прошлом году инвестиции в основной капитал составили всего 71,8% к уровню 2010 г. Не удается в последние годы выполнить даже весьма скромные прогнозы при­влечения зарубежного капитала. Исправить положение можно, улучшив законодательство. Сегодня в нем мудрено не запутаться: инвестиционную сферу регулируют более 40 нормативных актов, многие из которых неоднократно менялись или корректировались.

Когда перемены лучше стабильности

Для выработки системных мер по совершенствованию инвестиционного кли­мата год назад создана межведомственная рабочая группа. Но «смелых и эффективных новаций в инвестиционном законодательстве до сих пор нет, комплексные решения не принимаются», признал председатель постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету, финансам Владимир Пантюхов. Не удалось пока и выяснить, почему приток капитала сокращается и чем инвестиционный климат не нравится бизнесу, хотя власти уверяют, что все условия созданы, а ситуация в экономике улучшается.

Рабочая группа сформировала план мер по снижению ответственности за экономические преступления, рассказал начальник управления государственной политики по привлечению инвестиций Минэкономики Юрий Тараканов. Есть предложения по уточнению мер ответственности инвестора за нарушение условий инвестдоговоров, по определению форс-мажорных об­стоятельств, по правилам предоставления земли. Планируется ввести механизм досудебного урегулирования споров между инвестором и белорусскими госорганами, которые сегодня не готовы к разбирательствам в международных судах.

К сожалению, попытки смягчить кон­троль и санкции часто упираются в позицию правоохранительных органов, отдельных ведомств и местных властей. Причем все они уверяют, что радеют о государственных интересах. Но никто не может внятно объяснить, в чем эти ин­тересы, что важнее: привлекать инвестиции или карать инвесторов за любые ошибки. Законодатели надеются, что решить такую дилемму помогут кон­сультативные советы при исполкомах, особенно если в них будут участвовать представители правоохранительных и контролирующих органов. Воз­можно, это позволит в дальнейшем избежать конфликтов, связанных с правомерностью выделения земельных участков и продажей имущества, развяжет руки комиссиям (советам) по инвестициям и снизит риски для предпринимателей, приобретающих недвижимость.

Одновременно Минэкономики рас­сматривает предложения по сокращению сроков получения земельных участков по заключенным инвестдоговорам, снижению стоимости паспортизации, регистрации объектов, землеустроительных работ. Все это тоже требует внесения поправок в различные нор­мативные акты.

«Стабильность законодательства – это хорошо, – считает глава администрации Белорусско-Китайского пар­ка «Великий камень» Александр Ярошенко.Но если она не дает результата, нужно кое-что менять. Например, у китайских партнеров стоило бы позаимствовать принцип «Одна стан­ция», когда проведение всех раз­решительных процедур сосредоточено в одном месте, сроки известны, правила – прозрачны, а чиновники несут от­ветственность за отношение к инвесторам и не пугают их непонятными ин­струкциями. К примеру, сегодня при вводе здания в эксплуатацию нужно собрать 14 подписей. Такая множест­венность по сути снимает ответственность за все, что может произойти в дальнейшем, со всех, кто подписал акт, включая самого инвестора. Но именно он должен отвечать за свой объект: его прочность и экологические требования. Для этого достаточно двух подписей». А. Ярошенко также перечислил ряд норм, отличающих инвестиционный режим парка: отсутствие ценового регулирования, отказ от проведения тендеров, максимальное сокращение сроков приемки объектов, выделения земельных участ­ков, согласования проектно-сметной документации, прием специалистов в безвизовом режиме на 180 дней.

Все эти нормы могли бы способствовать привлечению не только китайских, но и любых других инвестиций, радикально улучшить инвестклимат на всей территории республики – если бы государство распространило их за пределами парка.

Время доверия – между прошлым и будущим

Между тем бизнес согласен даже не на преференциальные режимы, а на общепринятые в мире условия. Например, член постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету, финансам и гендиректор ООО «Марко» Николай Мартынов считает, что законы не должны иметь обратной силы, а контролирующим органам пора перестать видеть в пред­принимателях заведомых пре­ступников. Если во всем подозревается злой умысел, то ни работать, ни инвестировать невозможно, и даже новые правила привлечения к субсидиарной от­ветственности, введенные Дек­ретом № 7, не помогут.

Некоторые шаги по защите час­тной собственности власти намерены сделать. Так, в парламент внесен проект поправок в Закон «О приватизации», согласно которому срок исковой давности по приватизационным сделкам сокращается до 3 лет. По мнению председателя по­стоянной комиссии по экономической политике Палаты Представителей Владислава Щепова, этого времени достаточно, чтобы госорганы успели разобраться, не было ли каких-­либо нарушений, и выставить, при необходимости, все возможные иски. При этом белорусские законодатели полагают, что сделан весьма прогрессивный шаг: скажем, в Болгарии такой срок составляет 10 лет. Но ждать так долго нет смысла, тем более что стоимость приватизируемого объ­екта 10 лет назад могла быть минимальной, особенно если не было спроса.

Напомним, гарантировать необратимость приватизации гос­имущества обещалось еще 10 лет назад в подп. 2.1 Директивы № 4. Теперь, возможно, эта нор­ма обретет конкретные очер­тания.

Еще один радикальный шаг – намерение включить в Закон «Об инвестициях» стабилизационную оговорку. Впрочем, это тоже не столько новшество, сколько час­тичное возвращение к преж­ним нормам.

Напомним, что стабилизационная оговорка представляет собой сложившийся в мировой практике принцип защиты ин­вестора от ужесточения национального законодательства, регулирующего режим инвестиций, в течение конкретного периода. Впервые она появилась в белорусском праве 20 лет назад, когда Законом от 5.12.1997 № 99-З была изложена в новой редакции ст. 34 Закона от 14.11.1991 № 1242-XII «Об ино­странных инвестициях». То­гда зарубежным инвесторам гарантировалось, что в случае, если акты законодательства РБ, принятые после регистрации пред­приятия с иностранными инвестициями, ухудшают положение и условия его деятельности, то к инвесторам, такому предприятию и (или) иностранным инвестициям в течение 5 лет применяется законодательство, действовавшее на день регистрации компании.

Но в 2001 г. Закон № 1242-XII был заменен Инвестиционным кодексом, где лишь декларировалось, что государство «гарантирует стабильность прав инвестора, установленных на­стоящим Кодексом, по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению». Кодекс, в свою очередь, был заменен в 2013 г. Законом «Об инвестициях», в котором гарантируется только перевод ком­пенсации имущества, которое может быть национализировано или изъято иными способами, и иных денежных средств. Теперь же планируется введение «стабилизационной ого­ворки» для проектов, реализуемых по согласованию с главой государства.

Кроме того, в Законе «Об ин­вестициях» предлагается ус­тановить, что стоимость указанной компенсации имущества будет оцениваться по рыночной стоимости. Отметим, что эта норма вносится уже во второй раз – ранее она была отклонена.

Еще одно новшество – возможность отказа государства в договорах с Республикой Беларусь, связанных с осуществлением инвестиций, заключаемых с ино­странными инвесторами, от судебного иммунитета, иммунитета в отношении обе­спечения иска и исполнения судебного постановления или арбитражного решения. Введение такой нормы, имеющей скорее имиджевый характер, оценивается неоднозначно. Но законодатели не видят тут особой угрозы, тем более что в формулировках учтены пожелания силовых структур.

Анализ практики применения Декрета от 6.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» показывает, что более половины инвестдоговоров не привели к вложению средств. Инвесторам нередко выставляются требования о возврате таможенных и иных льгот. Однако В. Щепов полагает, что была бы целесообразной амнистия инвесторов, если вина лежит не только на них, но и на госорганах. Пра­вда, контролеры в подобных случаях винят исключительно инвесторов, но если наказывать только их, то желающих заключать инвестдоговора скоро вообще не сыщется. Между тем предложения парламентариев, в т.ч. по отмене ст. 12.7 КоАП (незаконное предпринимательство), порой встречают «такие ответы, что диву даешься», пожаловался В. Щепов. Лишь Мин­экономики стоит за нововведения и подает предложения, которые стоит включать в законы.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений