ВОПРОС ВРЕМЕНИ РЕШЕН ПРИ РАСХОДАХ НА СЛУЖЕБНЫЙ АВТОТРАНСПОРТ
Одной из главных налоговых новостей последнего времени в сфере налогообложения, несомненно, стало принятие постановления правительства от 12.05.2010 № 702 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам налогообложения».Одной из главных налоговых новостей последнего времени в сфере налогообложения, несомненно, стало принятие постановления правительства от 12.05.2010 № 702 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам налогообложения».
Помимо отмены постановлением № 702 ряда постановлений правительства, в том числе по вопросам утверждения состава затрат в издательской деятельности, в области научных исследований и разработок, в других отдельных отраслях экономики или связанных с осуществлением отдельных видов экономической деятельности, и других изменений, касающихся терминологии в области образования для применения налоговых льгот, упразднены и нормы, которые вызывали немало вопросов и нареканий у налогоплательщиков.
Прежде всего это касается прекращения действия постановления Совмина от 5.12.1998 № 638, которым было установлено, что юрлица и их обособленные подразделения могут включить в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, расходы на содержание только одной единицы служебного, кроме специального, или используемого для служебных поездок личного легкового автотранспорта в пределах установленных норм.
Напомним, что положениями Особенной части НК, в частности в ст.131, нормирование данных расходов не предусмотрено (см. «ЭГ» № 10, с. 3 и № 39, с. 6). Однако ранее МНС в своих разъяснениях говорило о необходимости применения норм постановления № 638, поскольку оно не было отменено.
Принятием постановления № 702 вопросы по соответствию норм НК и подзаконных актов, касающиеся включения указанных расходов в состав затрат для целей налогообложения, были сняты. Однако оставался еще один принципиальный вопрос: с какой даты отменены ограничения по отнесению расходов на содержание служебного легкового транспорта. Ведь согласно п. 4 постановления № 702, оно вступает в силу после официального опубликования.
Разъяснение этой ситуации дано в письме МНС от 31.05.2010 №2-2-10/10249, в котором указано, что постановление № 702, которым признано утратившим силу постановление № 638, принято в рамках приведения постановлений правительства в соответствие с НК.
Поскольку постановление № 638 содержало нормы, отличные от норм Налогового кодекса, с 1.01.2010 г. должны применяться именно нормы НК. Соответственно, расходы по содержанию служебного легкового автотранспорта, используемого в предпринимательской деятельности, учитываются при налогообложении без ограничений (нормирования) с 1.01.2010 г.
На наш взгляд, это тот случай, когда органом госуправления в конечном счете принята позиция, основанная одновременно на букве и сути закона.
Евгений ГЕРШТЕЙН, заместитель директора ООО «Партнераудит»