$

2.1254 руб.

2.4175 руб.

Р (100)

3.1964 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Вопрос по налоговым консультантам практически решен

13.11.2018

Подготовлен проект изменений в Указ от 19.09.2017 № 338 «О налоговом консультировании». Статус налогового консультанта теперь будет давать дополнительные преимущества, но наличие аттестата станет не обязательным требованием для ИП и сотрудников фирм, готовящих и сдающих отчетность других субъектов хозяйствования. Убраны также многие необоснованные ограничения для желающих сдавать квалификационный экзамен.

С 24.12.2017 вступил в силу Указ Президента РБ от 19.09.2017 № 338 «О налоговом консультировании» (далее – Указ № 338), которым предусмотрено введение в РБ института налогового консультирования как отдельного вида предпринимательской деятельности.

В ходе анализа положений Указа № 338 практикующими бухгалтерами и аудиторами, представителями бизнес-союзов и госорганов высказывались предложения о необходимости смягчения квалификационных требований, предъявляемых к претендентам. Ведь ряд из них, как оказалось, не могли исполнить даже опытные специалисты со стажем 10–15 лет. Да и сам подход к этому виду деятельности решено изменить: новый статус должен создавать дополнительные возможности и преимущества, а не ограничивать деятельность уже успешно работающих субъектов хозяйствования.

Справочно. Минфином предлагалось не распространять положения Указа № 338 на бухгалтерские компании, которые также оказывают услуги по ведению налогового учета и составлению налоговых деклараций (расчетов).

Минэкономики совместно с Советом по развитию предпринимательства просили вывести из сферы действия Указа № 338 центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства.

Результатом проведенной работы явилась разработка проекта изменений в Указ № 338 (далее – проект указа), призванная снять общест- венную напряженность в среде «вольных» бухгалтеров и одновременно расширить перечень лиц, имеющих возможность претендовать на получение статуса налогового консультанта.

В связи с этим проектом указа:

1. Предлагается исключить норму, предусматривающую наличие переходного периода до 31.12.2018, по окончании которого осуществление налогового консультирования без соблюдения положений Указа № 338 не разрешалось.

2. Дополнен перечень услуг, которые вправе оказывать коммерческие организации и ИП без соблюдения требований Указа № 338, услугами по ведению налогового учета и составлению налоговых деклараций (расчетов), представлению интересов в налоговых органах.

Таким образом, осуществление деятельности по налоговому кон­сультированию в рамках правового поля Указа № 338 – это самостоятельный выбор физических лиц, оказывающих консалтинговые услуги в области налогообложения.

3. Предлагается допускать до 31.12.2029 к квалификационному экзамену на получение квалификационного аттестата налогового кон­сультанта, физических лиц, имеющих среднее специальное образование, предоставляющее в соответствии с законодательством РБ право работать по специальности бухгалтера, и стаж работы по специальности после получения среднего специального образования не менее 3-х лет.

То есть убрано ограничение для опытных специалистов, имеющих бухгалтерское среднее специальное образование и значительный стаж работы по этой специальности (10–15 и более лет). Они смогут осуществлять деятельность по налоговому консультированию, подтвердив свои знания на квалификационном экзамене. Ранее лица без высшего юридического или экономического образования не могли подать пакет документов на сдачу этого экзамена.

4. Наряду с исключением ограничительных норм Указа № 338 предусмотрено введение стимулирующих норм для налоговых консультантов, а также Палаты налоговых консультантов в части:

– наличия возможности ограничения ответственности налогового консультанта в договоре на налоговое консультирование;

– дополнения сферы налогового консультирования независимой оценкой соблюдения налогового законодательства консультируемыми лицами, в т.ч. при проведении оценки деятельности юридических лиц и ИП при их ликвидации (прекращении деятельности) по вопросам правильности исчисления, своевременности и полноте уплаты налогов, сборов (пошлин), др. обязательных платежей в бюд­жет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы, наличия (отсутствия) у юридического лица (ИП) непрекращенных обязательств перед таможенными органами, исполнения обязанностей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также установлению фактов привлечения ИП физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам;

продления периода приостановления квалификационного атте­стата налогового консультанта по заявлению на срок нахождения в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, что избавит многих от бессмысленной отчетности, административных процедур и даже вероятных аннулирования аттестата и повторной сдачи экзамена;

– возможности подписания документов, подтверждающих оказание коммерческой организацией услуг по налоговому консультированию не только руководителем этой организации, но и иным уполномоченным лицом.

5. Вносится редакционная правка в виде корректировки нормы, уточ­няющей порядок исчисления пеней, признаваемых для целей применения Указа № 338 убытком, ввиду того, что после вступления в силу законопроекта о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РБ изменится нумерация его статей, в т.ч. и ст. 52.

6. Предусмотрено, что пункт об отмене ограничительно периода вступает в силу с 01.01.2019, а остальные положения Указа – через 3 месяца после его опубликования.

Это позволит обеспечить ИП, не получившим квалификационных аттестатов налоговых консультантов, и юрлицам, не имеющим сотрудников с таким аттестатом в штате, возможность продолжения после 01.01.2019 оказания услуг по ведению налогового учета и составлению налоговых деклараций (ра­счетов), представлению интересов в налоговых органах.

Автор публикации: Ирина ТАТАРИНОВА